mobile-app-17
Boeing 737-100 - самолет с которого началась большая история авиации

Boeing 737-100 авиакомпании Continental совершает посадку

В 1964 году компания Boeing приступила к проектированию модели 737 – абсолютно нового самолета рассчитанного на региональные перевозки. В дальнейшем этот лайнер стал одним из самых распространенных в мире. К 2016 году спроектировано более 10 модификаций и выпущено более 9 130 самолетов Boeing 737. Однако, сегодня речь пойдет исключительно о первой модификации лайнера 737-100, о которой известно не так много, а может и просто забыто.

Любопытно, что самолет совершил, своего рода, революцию в среде пилотов. До появления Boeing 737, экипаж управляющий самолетом обычно состоял из трех и более пилотов. После презентации в 1965 году макета кабины пилотов Boeing 737-100 рассчитанной на двухчленный экипаж, представители ассоциации пилотов, а также FAA (Федеральное управление гражданской авиации США), да и просто рядовые летчики выступили против такой концепции управления воздушным судном. Ни у кого в голове не укладывалось – как самолетом может управлять экипаж из двух человек. Разумеется, такой подход подразумевал существенную экономию для авиакомпаний (ведь больше не нужно содержать в штате штурманов и бортмехаников), однако чиновников беспокоила безопасность полетов – т.е каким образом будут распределены нагрузки на двух человек в кабине.

Кабина пилотов Boeing 737-100 рассчитанная на двухчленный экипаж

В ноябре 1966 года прошло собрание руководителей ассоциации пилотов, посвящённое принятию резолюции, требующей управления самолётом Boeing 737 в любых условиях экипажем только из трёх пилотов.

За месяц до этого в Boeing начались ежегодные переговоры с United Airlines относительно закупок самолёта, и вопрос с количеством членов экипажа 737 вскоре стал главным. Однако, в это же время Boeing получила от FAA письменное уведомление о том, что FAA предварительно разрешает использование на самолёте экипажа из двух человек, с принятием окончательного решения по результатам программы лётных испытаний. Очевидно, что до завершения этих споров ситуация, складывавшаяся вокруг Boeing 737, отпугивала многих потенциальных заказчиков. Зато это, в особенности, помогло компании Douglas поднять продажи своих стандартных и удлинённых вариантов DC-9 нескольким небольшим американским региональным авиакомпаниям.

Boeing 737-100 авиакомпании Singapore Airlines

В январе 1967 года первый прототип самолёта Boeing 737, получивший регистрационный номер N73700, был подготовлен к первому полёту и последующей программе лётных испытаний и сертификации.

8 апреля 1967 года, спустя год после получения первой сотни заказов на новый лайнер, состоялось первое пробное руление самолёта. На следующий день, 9 апреля 1967 года в 13 часов 15 минут, на аэродроме Boeing Field состоялся первый полет самолета Boeing 737—100 с бортовым номером N73700. Командиром первого экипажа был Брайан Вайгл (Brien Wygle), помощник директора по летной эксплуатации. Вторым пилотом стал Лью Вэллик (Lew Wallick) – старший летчик-испытатель компании Boeing. Первый полет продлился два с половиной часа.

Модель 737-100 – является первой и самой короткой модификацией Boeing 737. Модификация выпускалась с 1965 по 1969 год. Всего было выпущено 30 лайнеров Boeing 737-100. Основными эксплуатантами самолета были авиакомпании Lufthansa и Singapore Airlines.

Boeing 737-100 легко узнаваем благодаря сигарообразной гондоле двигателя, почти полностью встроенной в крыло от его передней до задней кромки. Также эту модель легко узнать по плавному изгибу передней кромки киля, сочленяющейся с фюзеляжем. На первых моделях Boeing 737 использовались двигатели Pratt and Whitney JT8D с малой степенью двухконтурности.

Так почему же модель Boeing 737-100 была выпущена всего в 30 экземплярах, а потом производство самолета было прекращено?

Несомненно, модель 737-100 стала для Boeing, своего рода, “пробой пера” с помощью которого производитель искал востребованный сегмент на рынке авиаперевозок. Не забывайте, в середине 1960х авиация только начинала развиваться: строились новый аэропорты, появлялись новые технологии, пассажирские авиаперевозки начинали дешеветь. К тому же, компания Boeing тогда ещё не превратилась в крупнейшую корпорацию, а была небольшим конструкторским бюро, которое искало свою нишу.

Благодаря эксплуатации модели 737-100 конструкторы выявили массу технических недостатков, которые были компенсированы в следующей модификации 737-200. Изменения коснулись механизации крыла, была улучшена тормозная система и установлены пневматики шин с низким давлением. Кроме того, для защиты нижней части фюзеляжа и воздухозаборников двигателей от повреждения камнями и прочими посторонними предметами были установлены специальные дефлекторы. В дальнейшем способность Boeing 737 выполнять рейсы в далекие малонаселенные районы стала одним из его неоспоримых преимуществ.

Boeing 737-100 - самолет с которого началась большая история авиации

Но самая главная причина прекращения производства модели 737-100 заключалась в отсутствии спроса на неё у авиакомпаний. Ведь самолет был рассчитан на перевозку всего 85 пассажиров (в 2х классной комплектации), в отличии от модели 737-200, которая вмещала уже 102 пассажира и в дальнейшем выпускалась до 1988 года.

В конце-концов, достаточно того, что Boeing 737-100 – это первый пассажирский самолет в истории авиации с двухчленным экипажем в кабине пилотов, который положил начало выпуску 4 семействам самолетов и более 10 модификациям.

Кстати, один из первых серийных Boeing 737-100 эксплуатировался NASA на протяжении 30 лет и в 2007 году был помещен в Музей гражданской авиации США. А на сегодняшний день, не осталось ни одного Boeing 737-100 в состоянии лётной годности. Теперь это просто история…

Автор: Александр Геншер

 

Темы:

 
 
 
Обсуждение
comments powered by HyperComments