Как слетать во Франкфурт не выезжая из Москвы

29.10.2013

ktsВ Москве по адресу Кутузовский проспект, 12 есть место,без сомнения интересное, если не сказать, уникальное для всех, увлеченных гражданской (и не только) авиацией.

Имя ему – TFT.aero.

Именно здесь расположены единственные (насколько мне известно) в России общедоступные полнофункциональные авиатренажеры Boeing 737NG и Airbus А320.
Мечтаете слетать куда-нибудь в Нью-Йорк, например, в роли командира воздушного судна? Хотите почувствовать напряжение гидросистем на штурвале Боинга? Своими руками почувствовать как многотонный Эйрбас управляется маленьким джойстиком – сайдстиком? Тогда вам сюда.

Тренажеры располагаются в одном, довольно просторном зале. Это, кроме всего прочего, отличная возможно сразу окунуться в обе “религии” современного самолетостроения и, возможно, ответить для себя на вопрос Canon или Nikon Boeing или Airbus. Я не зря говорю именно “тренажер”, а не симулятор, хотя в зарубежной терминологии и то и другое обозначается словом simulator с разными приставками. Перед нами именно тренажеры, а точнее – КТС – комплексные тренажеры самолета. Только КТС позволяют проводить подготовку экипажей воздушных судов в полном объеме их функционала. Кокпиты абсолютно идентичны кабинам реальных самолетов, платформы подвижны и оборудованы передовыми системами визуализации и озвучки. Системы позволяют отрабатывать в том числе и нештатные ситуации.

Хотите пожар двигателя на взлете?
Можно устроить.
Все по-взрослому.

К оформлению зала, надо сказать, также подошли творчески.

Фотографии рассмотреть не было времени, но подозреваю к ним приложил руку Летчик Лёха, тем более что именно здесь проходила его фотовыставка “Небо мое”.

Ну что же, давайте заглянем на борт Боинга.

После первого wow-эффекта “ух ты сколько огоньков” все в общем-то начинает вставать на свои места.
У человека, немного знакомого с капиталистической философией самолетостроения, по крайней мере, глаза не разбегаются так, как в Ту-154.

Итак, перед нами кабина Боинга 737NG (Next Generation, “следующее поколение”, вроде как, ага). А что это значит? Прааавильно, садись, пять.
Унифицированная “стеклянная” кабина, как на всех новых Боингах. То есть с известной долей упрощения можно сказать, что такую же картину мы увидим и в 747, 757, да и в 777, что уж там. В основе концепции – шесть многофункциональных EFIS-дисплеев, на которых и отображается бОльшая часть всей необходимой полетной информации.
Никаких тебе православных стрелочных приборов, ужасужас.

Для упрощения задачи разделим, как и положено, все это световое безобразие на сектора:

то что самое сверху – потолочная, как ни странно, или overhead-панель
Далее, сверху-вниз:
Козырек (здесь живет пульт управления автопилотом)
Там, где два экрана слева и два экрана справа – приборные доски КВС и второго пилота, соответственно. Один из экранов есть авиагоризонт с расширенным функционалом, второй – навигационный дисплей, здесь отображается план полета, отметки от TCAS, информация с радара и куча всего еще.
Между ними – центральная панель приборов, на основном ее дисплее видим информацию о работе двигателей
Все что ниже – центральный пульт ( РУДы, механизация, маршрутный компьютер, радиостанция…)

Глянем для приличия на потолочную overhead панель.
Детализация фото никакая, посему рассказывать ху-из-ху не стану, ежели вкратце, то все стандартно, расположены здесь органы управления системами самолета: световым оборудованием (ближняя к стеклу панель), климатическими системами (давление/температура кабины/салона), обогревы, указатели температур топлива и масла, ВСУ, генераторы и тому подобные нужные штуки.

Ну и опустимся  с небес на землю

MCDU – вводное устройство полетного компьютера. Через них задается маршрут полета, полетные данные самолета и тестируются какие-то системы еще, насколько я знаю.
На фото видно, что пунктом назначения указана полоса 14R Домодедово

Большая часть верхней панели-козырька отведена автопилоту

На переднем плане в тени притаилась ручка выпуска-уборки шасси. На “классике” она связана напрямую с гидравлическим краном, хардкор короче.
На Next Generation Боингах может и на электронику завязали, не знаю.
Под ручкой наблюдаем памятку приборных скоростей к выпуску шасси и закрылков.

Никакой самолет никуда и никогда не полетит без часов

Главенствующие позиции на центральном пульте занимает сложносочиненный орган управления двигателями и механизацией.
РУДы объединены с рычагами управления реверсом – РУРами.
Три тумблера-кирпичика внизу у основания колонки – управление системой пожаротушения, слева направо: первый двигатель – ВСУ – второй двигатель.
Вытягиваем вверх – перекрывается топливопровод, гидромагистраль, отключается электропитание. Поворачиваем – срабатывает баллон пожаротушения.

За РУДами, чуть дальше видим две рукоятки, слева – спойлеры (speed brakes), справа – закрылки (flaps)

По бокам управляющей колонки расположены диски триммера стабилизатора, слева также видим стояночный тормоз

В торцах рукояток есть маленькие кнопочки отключения автомата тяги

Ниже на пьедестале видим пульты управления бортовой радиостанцией  (блоки слева-справа, с цифровой индикацией), между ними чего за безобразие я не в курсе, но где-то здесь должен быть пультик управления TCAS. Ниже слева пульт управления аудиоустройствами (да-да, когда вы сели в самолет и КВС по громкой связи говорит “Уважаемые пассажиры, говорит командир, я рад приветствовать Вас…”, он явно здесь чего-то понажимал :)
Ну и совсем внизу блок управления триммированием, и в правом нижнем углу – управление замком двери кабины, чтоб не шастал кто попало.

19

Прежде чем перейти в кабину Эрбаса, рекомендую (ежели не видели еще) посмотреть видео Алексея Кочемасова о подготовке к полету B737NG, вы получите ответы на ряд наверняка возникших по ходу вопросов.

Видео, кстати, снималось на этом самом тренажере :)


Заглянем?

Кабина Эрбаса более аскетична, нежели у Боинга, немного более просторна, и, субъективно, менее уютна
Компоновка в целом не отличается от компоновки Боинга:
– оверхед панель так же отвечает за системы самолета,
– на козырьке приборной панели располагается управление автопилотом,
– панели КВС и второго представляют собой по два multifinctional дисплея с каждой стороны,
– основа центральной панели – два дисплея: верхний – информация по двигателям, нижний – состояние систем самолета. На кажый из дисплеев можно вызывать различные окна, и          переключаясь между ними, посмотреть, например, состояние топливной системы, температуру в разных частях самолета и за бортом, работу системы кондиционирования и т.д.
– на “пьедестале” видим панели задатчика компьютера MCDU, радиостанцию, РУДы, закрылки, спойлеры, и еще кой-чего по мелочи

Очевидно, что штурвала здесь нет и никогда не будет. Эрбасы, если кто вдруг не знает, управляются сайдстиком под левую руку у КВС и под правую, соответственно, у второго пилота. Хорошо это или плохо, лучше спросить у пилотов, но пока вроде никто не жаловался, тем более что преимущества концепции налицо – места больше, приборы ничто не загораживает, ну и конечно фирменный Эрбасовский выдвижной столик, горячо любимый экипажами.

Загогулина за сайдстиком – ручка управления передней стойкой на рулении

Управление дисплеями центральной панели осуществляется вот с этого блока на центральном пульте. Слева и справа видим MCDU

На отдельные ручки в дальней части пульта (ближе  нам) вынесено управление спойлерами (слева) и закрылками (справа)

Верхняя половина пульта нам уже знакома. Ниже, почетное место традиционно занимает колонка с совмещенными РУД/РУР, как и у Боинга есть черно-белый диски перекладки стабилизатора. Слева и справа от колонки располагаются панели радиостанции и управления аудиоустройствами

Запуск двигателей

MCDU на Эрбасах гораздо более функциональны, нежели на Боинге.
Фактически, все общения человека с самолетом ведется именно через эти устройства.
Да, часы здесь тоже в наличии, видим их над экраном компа

Поднимаем взгляд выше..еще выше..видим overhead

Субъективно, опять же, но мне оверхед Эрбаса показался гораздо более “читаемым”, нежели в Боинге.
Вся панель строго разделена на сектора световой индикацией.
В Боинге наиболее важные пульты окрашены в светло-серый цвет

В левом и правом модулях расположены элементы управления кучей систем и блоков: обогревы, сигнализации..
О панелях центрального блока расскажу ниже, разве что здесь не попала в кадр панель пожаротушения, ее краешек виден вверху кадра.

Управление гидросистемами (ближе) и топливной системой (дальше).
На фото не видно, но под надписью RAT MAN ON расположен красный защитный колпачок, а под ним – кнопка выпуска знаменитого Эрбасовского аварийного ветрогенератора.

Управление электропитанием

Кондиционирование воздуха

Управление световым оборудованием, система поддержания внутрисалонного давления, противообледенение.
Ближайшая к нам крутилка (не в фокусе) – запуск вспомогательной силовой установки (ВСУ)

А вот так выглядит все хозяйство с места Командира.

Даже бортовой номер, как видите, имеется :) Он принадлежит реальному Airbus А320-214 “Аэрофлота”.
Авиагоризонт на фото – резервный. Я правда думал всегда, что резервировать электронику лучше механикой, ну да инженерам виднее

Пока я по кабине ползаю с фотоаппаратом, борт томится на исполнительном, работа аэропорта парализована :)))

От себя добавлю, комплексы действительно выполнены на высочайшем уровне, единственное серьезное несоответствие с реальными кокпитами – отсутствие панелей автоматов защиты сети за креслами пилотов, что неудивительно, для целей тренажера они попросту не нужны.

TFT.aero предлагает множество программ полетов, как для новичков, так и для опытных пилотов. Впервые за штурвалом? Можно совершить простой рейс из Домодедово в Шереметьево, например. Хочется чего-нибудь посложнее? Тогда летим в Женеву, Франкфуркт, Нью-Йорк…при желании можно усложнить полет ливневым дождем, обледенением, боковым ветром..а еще ночные полеты,отказы двигателей, пожары, разгерметизации..вариантов – сотни! А чтобы лайнер не затерялся в бескрайнем небе, помогать Вам будет опытный второй пилот – действующий пилот Аэрофлота. В общем, если будете в Москве – рекомендую.

Автор: kirill-kvs.livejournal.com

 
 

У SSJ 100 проблемы с поставками зарубежной авионики

02.12.2020
Проект производства самолетов Superjet 100 (SSJ100) Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в «Ростех») столкнулся со сбоями в поставках импортных комплектующих.

Пилоты теряют навыки из-за коронавируса

02.12.2020
Из-за пандемии коронавируса и приостановки полетов многими авиакомпаниями, пилоты теряют навыки управления самолетом.

Пилоты-инструкторы помогут пилотам Победы сажать самолеты “вслепую”

01.12.2020
Авиакомпания Победа, ранее объявившая об отмене ряда рейсов из-за новой схемы полетов, все-таки нашла способ избежать этого. В состав летных...

Рейсы Уральских авиалиний в Китай приостановлены из-за COVID-19

01.12.2020
Власти КНР приостановили рейс авиакомпании Уральские авиалинии Екатеринбург - Сиань из-за случаев COVID-19. По данным Управления гражданской авиации Китая, 18...

Поставщики шасси для SSJ100 могут оказаться в суде

01.12.2020
Потерпевшие по делу о катастрофе SSJ 100 в Шереметьево требуют от поставщиков деталей шасси французских компаний Messier-Bugatti-Dowty и Thales Avionics...

Российским пилотам придется сажать самолеты «вслепую»

01.12.2020
Как минимум до 30 декабря пилотам российских авиакомпаний придется заходить на посадку в некоторых аэропортах РФ по указаниям диспетчеров или...

Черная пятница – дешевые авиабилеты 2020

26.11.2020
Черная пятница – время когда авиабилеты можно купить дёшево с большой скидкой. На специальной странице мы собрали все скидки от...

Из-за пандемии количество авиамаршрутов в мире сократилось на треть

24.11.2020
В мире каждый третий маршрут авиакомпаний закрылся из-за пандемии коронавируса, сообщили на прошлой неделе в Ассоциации туроператоров России (АТОР) со...

Lufthansa перестанет бесплатно кормить пассажиров

24.11.2020
Немецкая авиакомпания Lufthansa откажется весной 2021 года от раздачи бесплатной еды и напитков на борту своих самолетов, в том числе...