Denokan: Хроники декабря. Минеральные Воды

11.12.2013
Denokan: Хроники декабря. Минеральные Воды
Фото: denokan.livejournal.com

Имена героев сначала вымышлены, затем изменены. Любые совпадения с реальными событиями случайны.

– Денис, а ты на “восьмисотке” умеешь летать?

Начальник ПДС так шутит.

– Ну да, чуточку могу. А что такое? Вы хотите вместо “четырехсотки” дать “восьмисотку”?

Это было бы хорошей новостью. При всей моей любви к “классике”, коей является B737-400, любовь к В737-800 – самолету “следующего поколения”, Next Generation – гораздо сильнее.

– Я пока не знаю. Но в МинВоды сегодня летят 40 детей, а BAN могут не успеть подготовить к рейсу. Посмотрим, если что – будем менять. Твой второй пилот-то допущен к 800-ке?
– Да, конечно. Меняйте, было бы здорово. На 800-ке я готов хоть на Луну лететь.

Изначально я должен был лететь сегодня на проверку Одного Большого Начальника (ОБН). Но, видимо, в самый что ни на есть последний момент, звезды на небе повернулись таким образом, что у последнего появились неотложные дела – и сегодня я лечу в обычный рейс с хорошим вторым пилотом, из молодежи.

И (только между нами!) – я даже рад сему обстоятельству! Летать с ОБН-ами и, тем более, проверять их – это та еще работенка. Особенно, если когда-то давно, в прошлой жизни, при становлении В737 в компании, ты с этим ОБН-ом работал вторым пилотом и пытался дискутировать по разным обстоятельствам… Особенно, если ты проверяешь его по задаче “правого кресла” и он будет должен выполнять роль второго пилота со всеми вытекающими отсюда нюансами.

Так что настроение у меня очень даже стремительно улучшилось! Мой второй пилот, Юра – из лучших представителей “новой смены”, и я постараюсь этот рейс сделать максимально полезным.

Я уже посмотрел погоду в МинВодах и Домодедово – везде ожидают сильный порывистый ветер при общей ясной погоде. И решение тут может быть только одним – в обе стороны полетит Юрка. Пусть тренируется – я уверен, что капитанство мимо таких парней мимо не пройдет. А к нему надо подойти уже “с багажом”.

По-крайней мере, это мое мнение – нечего мариновать вторых пилотов в тепличных условиях, тем более, если они уже не новички.

Необходимость перед рейсом зайти в офис привела к тому, что я пришел в “брифинг-рум” несколько позже обычного – не за два часа до вылета, как я обычно делаю, а за 1:20. Нет, я знаю, конечно, что многие намеренно не торопятся приходить “пораньше”, но мне комфортнее иметь определенный простор по времени, чтобы подготовиться без суеты и ненужной спешки.

Юра уже здесь. Здороваемся.

– Денис, у нас был BAN, но только что сообщили, что будет “восьмисотка”, BDH.
– Это радует. Там с нами 40 детей летят из Самары. BAN что-то завис на техобслуживании. А Delta Hotel уже на базе?
– Да, на стоянке G8A
– Ого. Далековато.

Быстро прохожу “формальности” – чек-ин в системе AIMS, изучение погоды, NOTAM, временных режимов и прочей макулатуры, столь необходимой для полетов.

– А ты, я знаю, сегодня и не планировал лететь?
– Да, у меня “available” в AIMSе был. Вчера вечером только изменили.
– Сегодня я должен был с ОБН лететь на проверку, но что-то, видимо, помешало. Ну и да ладно – по мне так даже лучше. Я смотрю, и в МинВодах и здесь сильный порывистый ветер, предлагаю тебе в обе стороны лететь. Ты как на это смотришь?

Пауза

– Я готов!
– Вот и здорово. Потренируешься. Пора начинать летать “по-взрослому”.

Из всей документации нам не хватает только CFP – штурманского расчета полета. Где-то в недрах авиакомпании сейчас этим занимаются специально наученные люди. Без него мы не можем принять решение о заправке топливом.

– А девчонки уже были?
– Да, старшую зовут Катя. Я бы, наверное, не узнал о замене борта – только она и рассказала, мне никто не звонил.
– Ну, как всегда. Для того они с нами брифинг и проводят, чтобы все рассказать.

Это тоже шутка. Но факт лучшей осведомленности бортпроводников о всех текущих изменениях меня давно забавляет.

Наконец, CFP получен. Быстро пробегаемся по нему – компания предлагает нам лететь в МинВоды без “танкирования”, т.е., с заправкой там. Значит, так выгоднее, исходя из рыночных цен на керосин “тут” и “там”. Немного увеличиваем предложенную заправку на значение “компанейской экстры”, передаем данные о решении, собираемся и идем…

…на автобусную остановку.

Ждем крю-бас (crew bus, автобус для экипажа). Заодно оцениваю красоту сегодняшнего рассвета. Скорее бы добраться до стоянки – пока солнце окончательно не встало.

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Дожидаемся зеленую “маршрутку”, садимся в нее.

– Вам куда, ребят?
– На гольф-восемь-аня, будьте добры.

Добираемся до стоянки. Иду осматривать лайнер перед вылетом… Привет, Брат! Как дела? Скучал?”

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Опаньки. А это явно “птеродактиль” – Ил-76 – хочет пролеть над аэродромом!

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

“Красавец-лайнер Аэрофлота” – Ту-154м – готовится выполнить посадку на ВПП 32П.

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Осмотр закончен, захожу в самолет. В нем знакомое столпотворение – “группа захвата” (уборщицы и прочие работники аэропорта) смешалась с бортпроводниками прошлого рейса и нашего. Окунаюсь в манящий хаос, предваряющий любимую работу.

– Дамы и Господа! Говорит командир корабля. Прослушайте, пожалуйста, информацию о нашем полете. Мы летим на эшелоне 390, это 39000 футов, или 11900м – кому как удобнее. У нас все замечательно и я надеюсь, что Вы получите от полета такое же удовольствие, как и мы…

Небо под нами на удивление чистое. И свежий снег рисует картинку на земле своим контрастом.

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Полет в МинВоды хорош тем, что он… недолог. Конечно, тут можно долго спорить о вкусах, но именно рейс 1213 зимой замечателен в том плане, что он “честный дневной” – один из немногих, который выполняется полностью в светлое время суток – успеваешь сесть до наступления темноты.

А еще полеты в МинВоды редко бывают “скучными”. Я уже не раз писал о разных местных “казусах”, и в предыдущем рейсе, о котором я еще не писал, без них не обошлось.

Что же сегодня нам приготовят интересного?

–==(о)==–

Принтер ACARS распечатал свежую информацию о погоде в МинВодах.

– Ну вот. Как только летят нормальные парни, ветер сразу стихает. Сейчас 270 градусов, 1 м/с. Правда, есть надежда, что он усилится.

Начинаем готовиться к заходу на посадку. В работе ВПП с курсом 115, однако, держим в уме то, что ветер уже развернулся. Если он усилится – он может стать неприлично попутным, и, возможно, придется в процессе захода готовиться заново для посадки с другим курсом, 295.

Юра проводит брифинг. Я задаю лишь один вопрос:

– Когда планируешь отключить автопилот?
– Хм. Хотелось бы после эшелона перехода…

Смотрит на меня. Я молчу.

-..обычно, с большинством капитаном, раньше тысячи футов не отключаюсь.
– Как насчет 10 000 футов? Погода сегодня обещает быть хорошей.
– На десяти тысячах я отключался только один раз, когда летал проверку после ввода в строй с Алексеем Ш.

Очень жаль, что Алексей Ш. пошел на повышение в другую компанию…

– Вот и чудесно – давай сегодня, если никаких иных нюансов не будет – планировать заход в ручном режиме с сотого эшелона.

Но это ж Минводы.

Как тут без “нюансов”?

Фото: denokan.livejournal.com

Начинаем снижение. Первоначально нам разрешили снижаться эшелон 330. На этой высоте мы переходим на частоту Ростов-Контроль, который будет нас снижать дальше, вплоть до передачи нас МинВодам-Подход.

– Глобус 1213, день добрый! Снижайтесь эшелон 220, вертикальная скорость не более полторы тысячи футов в минуту. Для информации – впереди снижается однотипный Трансаэро с посадкой в МинВодах, между вами 21 км.

Хм. Выполняем. 21 км – приличное расстояние. Но я что-то не слышу в эфире, чтобы были какие-то указания для Трансаэро – например, увеличить приборную, либо вертикальную, либо векторить его для того, чтобы он быстрее зашел.

Тем более, что в работе ВПП 12, и, в отличие от обратного курса, там нет проблем с освобождением – сел, докатился до конца и освободил направо, на РД А. Если бы это была ВПП 30, то пришлось бы сесть, пробежаться, развернуться на 180 градусов и докатиться до той же РД А, что заняло бы время.

Тем временем, мы постепенно уходим выше и выше от расчетного профиля снижения – при такой небольшой для этой высоты вертикальной скорости мы так и будем уходить.

Слышу в эфире, доклад Трансаэро о том, что он подходит к эшелону 210. А мы только что пересекли эшелон 260. Следовательно, между нами минимум 3000-4000 футов разницы по высоте. Это неприлично много и достаточно для комфортного захода! Неужели диспетчер этого не понимает?

Пока что мы на 2500 футов выше нормального профиля. На таком удалении это еще терпимо, но если так и будет продолжаться – мы окажемся уже некомфортно высоко.

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

– Минводы, Глобус 1213, разрешите увеличить вертикальную скорость, иначе мы окажемся высоко для захода.
– Нет, я повторяю, впереди борт с посадкой в Минводах. Держите минимальную скорость!
– Да мы и так ее держим. Между нами минимум 3000 футов! Это более, чем достаточно. 

Люминь.

Коллеги с Трансаэро подсказывают, что у них скорость 260. У нас 230. Мы по-любому их не догоняем сейчас.

Диспетчер снизошел до того, чтобы отправить Трансаэро “курсом к 4-му развороту”. Это, типа, векторение по правилам зональной навигации, которой в МинВодах нет. Диспетчер должен задавать курсы. Конечно, все друг друга поняли “по привычке”.

Выходим на связь с Подходом. Та же история. “Впереди борт, держите минимальную скорость”. Традиционно – у них либо “максимальную держите”, либо “минимальную”. Интересно, а на автомобилях они так же ездят – “газ в пол/тормоз в пол”?

Но здравый смысл все-же возобладал. Где-то на 100м эшелоне нас отправляют вправо градусов на тридцать. Чувствую, что заход будет “размашистым” – еще б! Ведь “всего 20 км между вами”! (сарказм).

Теперь есть простор для снижения.

– Ну что, Юрка, будешь отключаться?
– Да что-то болтает так..

Да, болтанка есть, чувствительная. Не такая уж, чтобы… но… Не буду настаивать. Попозже.

Диспетчер сообщает, что ветер у земли сейчас 260 градусов, 3 метра в секунду с порывами до 5. Что ж, это уже немного попутный ветер. Но нам подходит. Даже полезно будет Юрке потренироваться с попутным ветром.

Снизились уже до эшелона перехода. Мы уже прилично далеко от схемы захода и избавились от лишней высоты. Более того, мы уже даже несколько ниже нормального профиля для захода с текущей позиции. Что ж, комфортно.

И болтанки уже нет.

– Давай, Юрка, отключайся!

Клик-клик.

Перешли на связь с Кругом.

– Глобус 1213, продолжайте заход. Для информации, впереди вас В737, удаление 25 километров.

Плакать или смеяться? И эти парни будут принимать самолеты в рамках Олимпиады 2014? МинВоды выступают одним из запасных аэродромов…

25 км! Начинали с 21. При том, что ТСО был на тройку эшелонов ниже. К чему это ограничение в 1500 футов в минуту? ТСО в горизонте шел? Нет, он так же снижался, с большей скоростью. И летел быстрее. Или в небе над МинВодами законы физики и математики несколько иные?

Конечно же, когда мы садились, ТСО уже трап подгонял.

А Юрка что? А Юрка молодец. Мне практически не пришлось вмешиваться, разве что чуть подстраховать при касании – сели чуть левее осевой с небольшим креном, не очень-то и нужным в этой ситуации, но вполне нормально.

МинВоды…

Фото: denokan.livejournal.com

Заруливаем на стоянку, выключаемся.

-…благодарю Вас за внимание. Ну а юным чемпионам желаю успехов и побед! Всего самого доброго, до свидания!

Ребятишки – которых мы сегодня везли – это футболисты. Проводницы рассказали, что они были такими уставшими, что половина заснула еще на взлете. Со слов тренера, они уже долгое время в пути, и на чем только не путешествовали…

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

А в аэропорту сегодня людно. Оказывается, Волгоград и Сочи не принимали по погоде, поэтому сюда прилетело сразу несколько бортов на запасной.

Эти фото специально для тебя, Олег :)

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

– Ой, обратно такая хорошая загрузка!

Дай угадаю? Наверное, немного пассажиров?

-…всего шестьдесят “эконома” и два “бизнеса”.
– Чего ж хорошего, Кать? Эдак, не дай Бог, еще по миру пойдем, от такой загрузки. Надо, чтобы 140 “эконом” и 12 “бизнеса”!

Обратно вылетели так же по расписанию, что меня удивило. Несмотря на необходимость заправки и сбойную ситуацию в аэропорту. Кривой заход вполне компенсирован отличной работой наземных служб!

Юрка прекрасно справился со взлетом и набором высоты. В Москве нас, судя по погоде, так же будет ждать ветер – но не такой “детский”, каким он оказался в МинВодах. А что-то вроде 8-13 м/с (16-26 узлов). Правда, практически встречный, под небольшим углом к посадочному курсу. Единственная “засада” при этом – скорость полета по глиссаде будет чувствительно повышенной. При данных значениях она будет +17 узлов от Vref. 7 узлов получено от половины встречной составляющей устойчивого ветра, а еще 10 – это полный прирост порыва над значением устойчивого ветра

Благодаря небольшому количеству пассажиров масса самолета не такая уж и большая, поэтому увеличение скорости на посадке не так уж и страшно с т.з. возможного превышения ограничений по скорости полета с выпущенной механизацией. Vref планируется быть 135 узлов, соответственно, скорость на заходе 152. Ограничение – 175. Запас более чем.

Однако, в полетах на повышенной скорости есть свой “нюансик” – самолет садиться не хочет, т.к. очень много подъемной силы. Поэтому методика посадки предусматривает погасить скорость к выравниванию на значение прибавки “от устойчивого ветра”, сохраняя “прибавку от порывов” до касания. Естессвенно, миллиметрить тут сложно, посему задача следующая – как можно точнее выдержать скорость над торцом, не допуская лишнего увеличения от расчетной, затем к выравниванию чуть прибрать режим работы двигателей, позволив тем самым скорости чуть упасть… Ну а затем, собственно, “досадить” самолет, учитывая то, что скорость повышенная. Т.е., не допустить ненужного перелета.

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Московское небо в этот раз оказалось достаточно свободным. Нас даже “спрямили”. Почти до входа в глиссаду полет был спокоен.

Ну а далее стало “штормить”, т.е., началась болтанка из-за неспокойного порывистого ветра. Скорость привычно стала гулять туда-сюда, ну а Юрка… А Юрка молодец. Справился просто прекрасно. Ветер, правда, по сообщению диспетчера стих по сравнению с тем, к которому мы готовились и прибавка к Vref была всего +10. Но без каких-либо вмешательств и помощи с моей стороны, кроме стандартных докладов, Юрка довел самолет до ВПП и вернул его на землю. Толковый молодой парень – явно за такими будущее!

– Молодец, Юрка! А вот ОБН такую классную возможность полетать упустил!

Подождали на рулении. Снежный поземок – захватывающее зрелище.

Фото: denokan.livejournal.com

Ну а сейчас я просто помолчу. Фото, конечно же, не профессиональные… Но мне нравятся.

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Наш рейс окончен. Выхожу из кабины, в руке фотоаппарат.

– Ой, а Вы с фотоаппаратом? Вы там что, фотографировались в кабине?..

Одна из проводниц “удивляется”.

– Ага.
– …в разных позах?

На грани фола. Что ж, осадим:

– Эх, девушка! Вам бы всё “в разных позах фотографироваться”. Так Вы на улицу гляньте – какой там красивый закат! Какие там “позы” по сравнению с этим!

–==(о)==–

А это наш тот самый BAN. Стоит, ждет своего рейса.

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Осматриваю самолет после рейса. Подхожу к двигателю, приобнимаю его за входное отверстие.

– Спасибо, Брат! Люблю тебя!

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

Фото: denokan.livejournal.com

“Зеро” :)

Фото: denokan.livejournal.com

Пока-пока, Delta Hotel!

Фото: denokan.livejournal.com

Всем хорошего настроения!

Источник: denokan.livejournal.com

 
 

В небе над Москвой новая структура движения

03.12.2020
Этой ночью введена в работу новая структура воздушного пространства Москвы и смежных с ней зон, что позволит увеличить пропускную способность...

Совладелица ВИМ-Авиа объявлена в международный розыск

03.12.2020
Следственный комитет обратился в суд с ходатайством о заочном аресте совладелицы авиакомпании ВИМ-Авиа Светланы Мурсекаевой, компания которой прекратила полеты в...

Победа все-таки отменяет рейсы из-за новой системы полетов

03.12.2020
Авиакомпания Победа отменяет около 30% своих рейсов в связи с тем, что сегодня вводится новая система полетов, из-за которой пилотам...

У SSJ 100 проблемы с поставками зарубежной авионики

02.12.2020
Проект производства самолетов Superjet 100 (SSJ100) Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в «Ростех») столкнулся со сбоями в поставках импортных комплектующих.

Пилоты теряют навыки из-за коронавируса

02.12.2020
Из-за пандемии коронавируса и приостановки полетов многими авиакомпаниями, пилоты теряют навыки управления самолетом.

Пилоты-инструкторы помогут пилотам Победы сажать самолеты “вслепую”

01.12.2020
Авиакомпания Победа, ранее объявившая об отмене ряда рейсов из-за новой схемы полетов, все-таки нашла способ избежать этого. В состав летных...

Рейсы Уральских авиалиний в Китай приостановлены из-за COVID-19

01.12.2020
Власти КНР приостановили рейс авиакомпании Уральские авиалинии Екатеринбург - Сиань из-за случаев COVID-19. По данным Управления гражданской авиации Китая, 18...

Поставщики шасси для SSJ100 могут оказаться в суде

01.12.2020
Потерпевшие по делу о катастрофе SSJ 100 в Шереметьево требуют от поставщиков деталей шасси французских компаний Messier-Bugatti-Dowty и Thales Avionics...

Российским пилотам придется сажать самолеты «вслепую»

01.12.2020
Как минимум до 30 декабря пилотам российских авиакомпаний придется заходить на посадку в некоторых аэропортах РФ по указаниям диспетчеров или...