mobile-app-17
Зима пришла: рейс Москва - Новосибирск - Москва

Фото: Денис Окань

Денис Окань (пилот-инструктор Boeing 737): Летать становится все более нескучно. В Москву, похоже, пришла зима. Прощайте, чистые автомобили!

Мне нравится зима. Особенно, если это зима честная, в которой много снега, обязательно мягкого и пушистого. Когда на градуснике -20, а мороз не чувствуется и дышится легко. Поэтому я люблю летать в родные сибирские направления (в этой фразе заключен двоякий смысл – я сам “сибиряк” по рождению, а рейсы родные “сибирские” еще и по названию авиакомпании “Сибирь”) – Новосибирск или Барнаул. При условии, конечно же, что в этот день там нет снежной бури, низкого сцепления и плохой видимости.

–==(о)==–

Это был ночной рейс в Новосибирск. Мне предстояло слетать туда-обратно, при этом сменив вторых пилотов – туда улетал инструктор, чтобы затем выполнить Камчатку из Новосибирска, а я возвращался с другим, московским, вторым пилотом. Как мой читатель, наверное, помнит, в моей авиакомпании две базы – DME и OVB, поэтому такие “перекладные” рейсы достаточно распространены.

В Сибири нормальная зима уже настала, и я, сидя в штурманской комнате, с оптимизмом глазел в сводки прогнозов погоды. Которые, однако, не спешили меня радовать – по всем аэропортам – основному, Толмачево, и запасным – Барнаулу и Кемерово – прогнозировали низкую видимость, а временами даже прилично низкую! Или, вернее, неприлично.

А фактическая погода Толмачево – метеорологическая видимость 2900м, а по огням 450м – заставила улыбнуться. Прожив всю жизнь в России и половину своей жизни пролетав здесь же, я, конечно же, давно ничему не удивляюсь, но вообще, обычно бывает наорбот – видимость ярких огней ночью, в тумане и поземке, обычно значительно превышает метеоролгическую (то есть, видимость ообычных объектов), чем мы без зазрения совести пользуемся. Понятно, что все измеряется приборами, при этом в разных частях ВПП, но выглядит забавно.

Не так давно Чита порадовала – в фактической погоде у них были и NSC (нет существенной облачности, если нет кучево-дождевых облаков и облаков ниже 1500м) в основной части, а в региональной ремарке – QBB 50 – нижняя граница облаков 50м.

–==(о)==–

Наш лайнер сегодня поставили на очень удаленную стоянку G11B, ближе к ангару около ВПП 32L/14R. Даже не знаю почему так, но когда нас туда ставят для вылета или по прилету, это  мне не очень нравится, хотя, если разобраться, разницы большой нет – все равно добираться на автобусе. Правда, бывало, что по прилету именно до этих стоянок наши “экипажные” маршрутки частенько доезжали с большой задержкой – видимо, память о них и не доставляет любви к стоянкам на этом перроне.

Зима пришла: рейс Москва - Новосибирск - Москва

Рядом с нами греют VK, брата-близнеца нашего VM – оба они из той партии новеньких Boeing 737-800, которые мы получили прямо из Сиэттла пару лет назад.

Зима пришла: рейс Москва - Новосибирск - Москва

Холодный период года, в котором нам приходится применять специальные процедуры для подготовки к вылету, в Москве, как и в большинстве других городов страны длится с октября по апрель (плюс-минус, конечно). Эти процедуры связаны с влиянием низких температур, осадков в разном виде – выпадающих или уже лежащих – на выполнение полета. Например, на фото ниже самолет стоит с выпущенной механизацей крыла – авиатехники теплым воздухом удаляли наледь, накопившуюся на механизмах уборки/выпуска при выполнении предыдущей посадки.

Зима пришла: рейс Москва - Новосибирск - Москва

Вот такая универсальная машина подогрева (МП) зимой является очень полезной в аэропортовом хозйстве – посредством этих рукавов можно и двигатель отогреть и салоны и багажники.

Зима пришла: рейс Москва - Новосибирск - Москва

Небольшая зарисовка

Ну а я продолжаю осмотр самолета. Тут не надо быть гением, чтобы понять – сегодня нам предстоит противообледенительный душ, причем двухэтапный – сначала теплым типом I уберут накопившиеся на крыльях и стабилизаторе снежно-ледяные образования, а затем вязким типом IV покроют поверхности для защиты их от наземного обледенения.

Иногда встречается ложное мнение, что данная обработка защищает самолет от обледенения в полете. Нет, обработка проводится для того, чтобы удалить образования с критических поверхностей – верхних частей крыльев и стабилизатора, чистота которых категорически важна для того, чтобы самолет держался в воздухе.

Лед на них образуется тогда, когда на эти поверхности что-то сыпется. Да и не только – он может образоваться и при взаимодействии крыла, охлажденного холодным топливом, с влажным воздухом (т.н. “топливный лед”).

Красиво, неправда ли?

Зима пришла: рейс Москва - Новосибирск - Москва. Фото: Денис Окань

Зима пришла: рейс Москва - Новосибирск - Москва. Фото: Денис Окань

Иду дальше

Зима пришла: рейс Москва - Новосибирск - Москва. Фото: Денис Окань

Мелкий снег сыпет, не переставая.

Зима пришла: рейс Москва - Новосибирск - Москва. Фото: Денис Окань

–==(о)==–

Ожидаемо, нам пришлось задержаться с вылетом. Не одни мы желали принять пропиленгликолевый душ, поэтому после посадки пассажиров, и закрытия дверей нам пришлось минут 10-15 дожижидаться своей очереди на облив. Затем 15 минут обливаться… и еще 5 минут ждать доклада от наземного специалиста.

А потом нас обрадовал диспетчер – вместо изначального разрешения взлетать с ВПП 32 левой, нас отправили на ВПП 32 правую, до которой с этого перрона рулить и рулить… Левую полосу закрыли для чистки. Еще и повторное разрешение на вылет запрашивали, толкаясь в очереди из желающих улететь из слякотной Москвы экипажей.

Зима… Она вносит существенные коррективы в регулярность.

Зима пришла: рейс Москва - Новосибирск - Москва. Фото: Денис Окань

Зима пришла: рейс Москва - Новосибирск - Москва. Фото: Денис Окань

–==(о)==–

Ночные полеты…

Ночью человеку полагается спать. Но глобализация, индустриализация и технический прогресс требуют, чтобы тысячи людей перемещались по воздуху именно по ночам, особенно в условиях нашей огромной Родины. При этом рейсы совсем не короткие – тот же Домодедово-Толмачево дает 3.30-3.40 чистого летного времени, а обратно, как правило, еще дольше. И рейс выполняется одним экипажем, т.к. вполне укладывается в норму рабочего времени.

Ведь не только в солнечный Пафос летать – надо и в снежную Сибирь возить соотечественников. И из Сибири в Москву, хмурых и зевающих, чтобы с самого московского утра могли заняться важными делами.

А я все равно доволен, как слон. Днем мне удалось поспать полчаса, и я, зная свой организм, вполне предполагаю, что этого будет достаточно, чтобы бодроствовать на протяжении следующих двенадцати часов. Летать… Днем, ночью, в Пафос или Томск – да какая, собственно говоря, разница? Главное – ощущать себя на своем месте, выполнять именно ту работу, которая тебе нравится, и это счастье!

Особенно, если ты еще и в родные края летишь. Новосибирск для меня – третья Родина. Первая – это, конечно же, Барнаул, где я родился и вырос. Вторая – Рубцовск, где жили мои дедушка и бабушка. Новосибирск – это уже более взрослое, с ним связаны моя юность, мои разъезды из дома в летное училище, в Бугуруслан, а затем в Академию Санкт-Петербурга. В Новосибирске у меня много родни, так что, я чувствую себя в этом городе на Оби, как дома.

И разве может испортить настроение какая-то там ночь, если летишь домой?

–==(о)==–

Самое дурацкое в ночном полете – это бездельничать на эшелоне. Нет, конечно же пилоты и в этот период работают, но это совсем не та работа, которая бодрит. Самолет летит, курс, скорость и высоту выдерживает автоматика. “Дорога”, как правило, пустая – каждый попутный или встречный борт провожаешь взглядом – он хоть немного, но разнообразит монотонность полета на эшелоне в почти абсолютной черноте, котрая наступает за иллюминаторе тогда, когда земля скрыта облачностью.

Можно лететь 10, 20 минут, полчаса, и никто вокруг тебя не выходит на связь. Самолет летит по трассе, летние грозы давно уже отгремели и нет никакого резона пялить глаза в радар, что, кстати, летом неплохо прогоняет сон. Как поет Захаров: “я газету прочитал, и в затылке почесал… чем заняться бы еще?”

Самые дешевые авиабилеты Москва - Новосибирск

Авиакомпания Номер рейса Стоимость Бронирование

DP 419

14 685

Забронировать

DP 419

13 971

Забронировать

DP 419

14 991

Забронировать

DP 419

13 971

Забронировать

Вот эта монотонность чревата незаметным переходом в сонливость и дрему. И сон. Надо как-то взбадриваться, отвлекаться от монотонного гудения двигателей – поговорить с коллегой о том, о сем. Позвонить проводникам, попросить чаю. Выйти из кабины, размяться. Умыться холодной водой, подставить голову под поток воздуха – не снаружи, конечно же, а из вентиляции.

Почему-то в более молодые годы мне сложнее давались ночные полеты. Молодому организму требовлось больше сна, наверное. Сейчас как-то все же попроще. С оптимизмом смотрю на приближающийся пятый десяток :)

А самолет летит и летит…

–==(о)==–

Синоптики в очередной раз ткнули пальцем в небо. Погода в Новосибирске была просто расчудесной – видимость больше 10, затерявшася в небесах облачность, минус 5. И чистая ВПП.

Заход с прямой на ВПП 07 не составил значительных сложностей. Разве что ветер в глиссаде никак не хотел разворачиваться с попутного на обещанный встречный – это немного напрягло ожиданием того момента, когда он все же соизволит измениться, т.к. это обязательно приведет к необходимости поработать руками и ногами, удерживая самолет на нужной траектории и заданной скорости.

Но все произошло достаточно плавно, и потребовались лишь небольшие движения, чтобы парировать измениние потока воздушной массы. Самолет просвистел над входным торцом, чуть-чуть я его подвесил дольше, чем хотелось бы (все же ночью так и тянет выровнять чуточку повыше), и мягко плюхнулся на бетонную подушку.

Привет, Новосибирск!

–==(о)==–

Мне нравится наблюдать за выходящими из самолета пассажирами. Улыбаясь каждому, я смотрю на его/ее реакцию. Заметил, что в таких рейсах (в сторону Сибири, Севера, на Д.Восток) многие пассажиры соревнуются в “хмурости” – идет такой дядя величавый по салону, затем видит улыбающихся пему роводников и пилота в придачу, и старается зажаться, бочком-бочком и на выход, отрывисто кивнув или улыбнувшись совсем чуточку, чтобы, видимо, его не уличили в проявлении слабости. Эх, сибиряки-земляки :)

Проводил пассажиров, спешу наружу – надышаться свежим новосибирским воздухом. Сегодня ветер, слава синоптикам, не дует со стороны Криводановки, поэтому нет специфического амбре, летом являющегося визитной карточкой аэропорта. Мне иногда хочется придумать эмблему с милой улыбающейся свинюшкой и подарить его аэропорту Толмачево – уверен, юмор будет понят. Хотя, не уверен, что все отнесутся адекватно.

Против правды не попрешь – иной раз очень даже попахивает :)

Но не сегодня! Сегодня здесь просто блаженство – с неба сыпет мелкий снежок, он же хрустит под ногами. На улице тепло (сибирские -5 это совсем даже не московские и тем более, не питерские!)  В очередной раз ощутив себя довольным слоном, иду вокруг самолета.

Коллеги из pobeda присоседились.

Зима пришла: рейс Москва - Новосибирск - Москва. Фото: Денис Окань

–==(о)==–

Через час двинулись в обратный путь. Снова повторилась история с ожиданием облива – в Новосибирске всего три машины, и все были заняты. До Москвы меня отвез мой второй пилот, которому я с радостью позволил выполнить взлет без использования FDs и заходик на руках в неспокойном осеннем домодедовском небе.

Впереди у меня очередной полугодовой тренажер – тренировка и проверка (на этот раз меня – а сам я, наконец, избавился от экзаменаторских обязанностей), а дальше целый месяц насыщенной работы! Тиват, Симферополь(дважды), Ереван (дважды), Барнаул, Горно-Алтайск (впервые!), Норильск, Улан-Удэ (дважды!!) и даже Питер с Краснодаром и Сочи!

7 ночных рейсов…

И это здорово!

Источник

Темы:

 
 
 
Обсуждение
comments powered by HyperComments