Мнение: Катастрофа ТУ-154 и зарылки

Денис Окань (инструктор Boeing 737): Если это фото с места событий, то достали элемент крыла. Закрылки в убранном положении.

Ок.

Чтобы не отвечать по десять раз на одно и то же:

Вопрос:

“Неужели скорость была ниже скорости сваливания или, скорее всего, она была потеряна, когда почувствовали падение подъемной силы и потянули на себя?”

или

“Денис,уборка закрылков на таком тяговооруженном самолете и правда может привести к таким последствиям?

Дает такой кабрирующий момент? Было бы интересно камент по этому поволу поразвернутее,возможно даже от Сергея Ивановича.)

Пс. Безотносительно к этому случаю,тут ничего абсолютно не ясно,чисто в теории.”

Ответ:

Я не могу дать ответы на Ваши вопросы. Меня там не было.

Но скажу о динамике процесса. В момент уборки закрылков Ту-154 идет просадка самолета и опускание носа – стабилизатор перекладывается на пикирование, компенсируя прирост кабрирующего момента от уборки механизации. Так как шасси выпущены, сопротивление остается приличным, и не позволяет самолету интенсивно разгоняться. Пилот чувствует снижение самолета и тянет штурвал на себя.

Что при этом происходит? Увеличение угла атаки на и без того небольшой скорости (то есть, большом угле атаки). Что дальше? Проблемы.

Вот такая физика процесса. Выйти из такой ситуации можно – если есть большой запас по тяге и пилот вовремя распознал ситуацию.

Мой отец, пенсионер, пролетавший на Ту-154 многие года в качестве КВС, держал руку на пульсе. И уже в первый день высказал мне свое мнение – перепутали (рычаг уборки шасси с рычагом управления закрылками).

Кабина ТУ-154

Я был готов согласиться, но на тот момент обладал лишь первыми (успевшими устареть) новостными известиями. После чего прочитал новую информацию о том, что обломки нашли в непосредственной близости от берега.

И после этого догадка отца мне стала видится очень похожей на правду. Так как я тоже летал на Ту-154, прекрасно знаю эту эргономическую проблему, знаю (по наслышке от других) о том, что закрылки УБИРАЛИ вместо шасси.

А у отца этот случай был в ЛИЧНОЙ практике – его второй пилот перепутал. Благо штурман попался внимательный, сунул рычаг обратно.

Источник

Темы:

 
 
 
Обсуждение
comments powered by HyperComments