Посадка ЯК-42 на грунт или забытая стюардесса: заслуженный пилот об авиации СССР

Накануне Дня Воздушного Флота России, который отмечается 20 августа,  60 летний пилот первого класса Валерий Иваненков рассказал о своей карьере в авиации.

Мечта детства

Валерий Иваненков родился в самой простой семье — папа работал на заводе, а мама была обычным торговым работником. Отец назвал сына в честь лётчика-испытателя, Героя Советского Союза Валерия Чкалова. Видимо, именно тогда его судьба была предрешена. Да и большую роль в жизни Валеры сыграл первый полет в космос Юрия Гагарина.

— Тогда я ходил в детский садик, и после полета Гагарина в космос отец начал говорить мне, что я буду космонавтом. Ну, и когда меня спрашивали, кем я хочу стать, отвечал – космонавтом, хотя и не совсем понимал значение этого слова — говорит Валерий Иваненков.

Годы шли, Валера рос и уже начал понимать, кто такой космонавт, а кто такие военные и гражданские летчики.

— Я понимал, что все космонавты были военными летчиками, поэтому моя цель стала очевидной. Но когда я узнал, что они живут в гарнизонах и мало летают, то решил окончательно: буду гражданским летчиком, — продолжает рассказывать наш собеседник.

К своей цели молодой Валера шел стремительно. Уже в девятом классе начал ходить в школу юных летчиков при ШВЛП (ныне — Ульяновский институт гражданской авиации), после окончания школы поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации в Оренбургской области, где выучился на пилота самолета Як-40. А после выпуска по распределению его направили в Ульяновск.

Посадка ЯК-42 на грунт или забытая стюардесса: заслуженный пилот об авиации СССР

Облетел весь мир

За 19 лет работы в Ульяновском объединенном авиаотряде он прошел путь от второго пилота самолета Як-40 до заместителя генерального директора по организации летной работы авиакомпании «Симбирск-АЭРО». Тогда он летал только на пассажирских Як-40 и Як-42. После ликвидации ульяновского авиапредприятия продолжил работу в авиакомпании «Волга-Днепр» и стал летать на огромном Ан-124-100 «Руслане».

— На «Руслане» мы перевозим разные грузы: нефтяное оборудование, гуманитарный груз, машины, яхты, танки, радиоактивные материалы, самолеты, обеспечивали знаменитое ралли Париж – Дакар и многое другое, — говорит Валерий Игоревич. — Как-то заказал самолет «Руслан» и знаменитый американский певец Майкл Джексон, перевозили ему музыкальное оборудование на концерт. А однажды шейх из Абу-Даби заказал для отдыха на Сейшельских островах доставку квадроциклов, палаток, стройматериалов.

Приколы в небе

За свою 40-летнюю карьеру Валерий Иваненков налетал более 18 тысяч часов. Побывал во всех городах России и более чем в 100 странах мира. За это время у Валерия накопилось немало интересных историй.

— Всем известно, что возрастные командиры в рейсах иногда дремлют. В этом случае так и произошло. Рейс был долгим. Вместе с ним на Як-40 летели молодой второй пилот и бортмеханик. Им стало скучно, и они решили немного повеселиться, — вспоминает летчик.
Из белой бумаги вырезали два круга, наклеили их заснувшему в очках командиру самолета и нажали на кнопку пожарной сигнализации. Пилот от сирены просыпается, а перед глазами все белое, потом громкий смех и сна как не бывало.

— А молодого командира на самолете Як-40 держали в тонусе таким образом: меняли табло «запуск» и «пожар» местами, и когда пилот нажимал на кнопку запуска пускового двигателя, то загоралось табло «пожар», — рассказывает Валерий Игоревич. — Мне приходилось быть участником подобных приколов, но с возрастом их не одобряю.
— А вот однажды один наш экипаж летал в Киев и забыл там проводницу, — говорит с улыбкой пилот.

Так вот, прилетели они в Киев, времени мало, механик быстрее заправляет самолет, Ольга — проводница почту на складе сдает, пилоты получают все разрешения на полет. Но, помимо этого, всем надо успеть еще сбегать за колбасой, тогда же в советское время туго было с продуктами питания. Магазин был через дорогу. Пока командир бегал в магазин, пассажиров уже посадили и пересчитали. Дежурная расписалась в сопроводительной ведомости, второй пилот с документами пошел в кабину.

— Тут прибегает командир, бортмеханик захлопывает трап, и самолет порулил на взлет. А Ольга в это время видела, как самолет выруливает и взлетает, — продолжает рассказывать наш собеседник. — Заметили, что её нет уже в воздухе, когда второй пилот пошел в салон за водой.

Кстати, бортпроводница потом с горем пополам купила билет и через два часа вернулась в Ульяновск с другим бортом.

Смех смехом, но после такого случая весь экипаж наказали – получили по выговору.

Посадка ЯК-42 на грунт или забытая стюардесса: заслуженный пилот об авиации СССР

Посадил Як-42 на грунт

Но, помимо веселых историй, на борту возникали и проблемы, которые могли привести к катастрофе: отказы двигателя, указателей скорости, метеолокатора, попадание в зону сильной болтанки, столкновение с птицами и многие другие инциденты.

Но самый экстремальный случай был на самолете Як-42.

8 октября 1992 года экипаж выполнял рейс Киев-Минск-Ульяновск. Валерий Иваненков был командиром экипажа. В час ночи при заходе на посадку в столице Белоруссии при выпуске шасси не сработала сигнализация. После проверки работы систем стало ясно, что посадить самолет на полосу не придется, так как в этом случае рекомендуется посадка на грунт.

— Мне ничего не оставалось, кроме как сажать самолет на неосвещенный размокший грунт, — вспоминает Валерий. — Мы, конечно, держали связь с диспетчером, на земле нас уже ждали спасатели и скорая помощь. В небе мы кружили полтора часа, вырабатывая топливо, а бортпроводники готовили пассажиров к аварийной посадке.

В салоне находились 63 пассажира, 20 из которых летели в Ульяновск. Ровно в 2.28 топливо стало заканчиваться, и Иваненков начал посадку. В результате ни один пассажир не получил ни царапины. Никто и никогда не сажал Як-42 на грунт, так как этот самолет просто не предназначен для такого.

— Также бывали случаи, когда диспетчеры давали неправильные команды, которые могли привести к катастрофе, а иногда ошибки заложены в самих инструкциях, по которым мы летаем, — отметил Валерий. — Так, по руководству летной эксплуатации самолета Як-40 я разработал и направил в Опытно-конструкторское бюро (ОКБ имени А.С. Яковлева) 959 предложений. Они не остались без внимания.

Валерий Иваненков был награжден нагрудными знаками «За безаварийный налет часов I степени» и «Отличник воздушного транспорта», медалью «90 лет гражданской авиации».

Источник

Поиск дешевых билетов по всем авиакомпаниям:


 

Темы:

 
 
 
 

Победа после аварии с самолетом ЮТэйр вновь попросила изменить правила посадки в Сочи

14.09.2018
Авиакомпания "Победа" после инцидента с самолетом "ЮТэйр" , выкатившимся за пределы взлетной полосы, повторно направила просьбу изменить правила ухода на второй круг при посадке в аэропорту Сочи.

Победа открыла продажу билетов на рейс Казань – Тбилиси

14.09.2018
Авиакомпания Победа будет летать по маршруту Казань - Тбилиси с 1 ноября 2018 года по четвергам и воскресеньям. Авиабилеты - от 499 рублей.

Минтранс поддержал идею создания нового российского лоукостера

12.09.2018
Минтранс поддерживает идею создания нового российского лоукостера, который может быть ориентирован на внутренние авиаперевозки, сообщил журналистам министр транспорта РФ Евгений Дитрих в кулуарах Восточного экономического форума.

Пассажир аварийного Боинга ЮТэйр в Сочи рассказал про эвукуацию

12.09.2018
Пассажир рейса UT579 рассказал о том, как самолет дважды заходил на посадку, как стихийно проходила эвакуация и почему он решил защищать свои права.

Аэрофлот готовится к экономии

12.09.2018
Резкий рост цен на авиакеросин привел к тому, что крупнейшая авиакомпания РФ «Аэрофлот» вынужденно войдет в режим экономии.

В Аэрофлоте объяснили причину сокращения рейсов на Дальний Восток

10.09.2018
В руководстве перевозчика решение сделать маневр объяснили подорожанием авиакеросина и девальвацией рубля. Для «Аэрофлота» топливо подорожало на 32% по отношению к прошлому году, заявил гендиректор авиакомпании Виталий Савельев.
Обсуждение
comments powered by HyperComments
 
AVIADO.RU - Портал об авиации и дешевые авиабилеты