История Boeing 717

Boeing 717, Фото с сайта: Airliners.net, Автор: Derek Morrison

Boeing 717 – двухдвигательный реактивный пассажирский самолёт произведённый корпорацией Boeing. В линейке производителя это единственный лайнер, разработанный сторонней компанией. Дело в том, что в 1997 году корпорация Boeing поглотила авиастроительную компанию McDonnell Douglas, выпускающую одноимённые самолёты на протяжении 30 лет. Таким образом, модель MD-95 из линейки DC-9 перешла к Боингу и впоследствии была переименована в Boeing 717.

История

McDonnell Douglas начала разработку DC-9 ещё в начале 60х. Предполагалось, что этот лайнер будет обслуживать авиалинии малой и средней протяжённости. Первый полёт DC-9 состоялся в 1965 году, и буквально через несколько месяцев авиакомпании начали эксплуатацию самолёта на регулярных рейсах. DC-9 производился до 1982 года, пока морально и технически не устарел. В целом к 1982 было произведено 976 DC-9.

MD-80

DC-9В 1980 году McDonnell Douglas предложил рынку второе поколение DC-9 – MD-80. По сравнению с предшественником, на новом лайнере были увеличены: максимальный взлётный вес, а также ёмкость топливных баков. Также были установлены более мощные двигатели (Pratt & Whitney JT8D-200). Около 1200 MD-80 были проданы в период с 1980 по 1999 год.

MD-95

В 1991 году на парижском авиасалоне компания McDonnell Douglas объявила о начале разработок третьего поколения самолёта DC-9 – MD-95. Лайнер поступил в продажу в 1994 году. От предыдущих моделей MD-95 отличался укороченным на 2 метра фюзеляжем, размером крыла, новыми двигателями BMW Rolls-Royce BR700 и современным бортовым оборудованием.

Конец эпохи McDonnell Douglas

В 1996 году McDonnell Douglas объявила, что у компании нет средств на продолжение работ над широкофюзеляжным авиалайнером следующего поколения, что резко сократило возможности компании на перенасыщенном рынке коммерческих авиалайнеров. Следующим сокрушительным ударом для компании было решение Министерства Обороны исключить McDonnell Douglas из списка компаний, принимающих участие в конкурсе на проект истребителя следующего поколения для американских ВВС, который обещал принести миллиарды долларов прибыли. В таком состоянии, без ясных перспектив на будущее, компания начала переговоры с Боинг. В конце 1996 года обе компании объявили о своем слиянии — крупнейшем в истории авиастроительной индустрии. Эта сделка была одобрена федеральными властями в 1997 году.

Ребрендинг

Douglas DC-9-14, Фото с сайта: Airliners.net, Автор: Space MuseumПосле слияния Boeing и McDonnell Douglas в августе 1997 года, многие эксперты предполагали, что Boeing откажется от производства MD-95. Тем не менее, корпорация решила продолжить выпуск самолёта, переименовав его в Boeing 717.

Первый полёт Boeing 717 совершил 2 сентября 1998 года. Первым покупателем стала авиакомпания AirTran Airways.

Постепенно самолёт начал окупаться. Авиакомпании были в восторге от его технических характеристик, самолёт был просторным, быстрым, топливоэффективным и более дешёвым в обслуживании и эксплуатации, чем основной конкурент в сегменте 100 местных лайнеров – BAe 146.

Расходы по обслуживанию Boeing 717 значительно отличались от его предшественников серии DC-9. Например, C-Check занимает всего 3 дня и должен выполнятся 1 раз за 6000 часов налёта. У DC-9 эта процедура занимала 21 день. Более того, конструкция двигателя Rolls-Royce BR715, поставленного на Boeing 717, имеет довольно удобную для механиков структуру, которая позволяет менять агрегаты не более чем за час.

Конец производства 717

После терактов 11 сентября 2001 года, авиационная индустрия переживала серьёзный спад, в связи с этим Boeing был вынужден пересмотреть свои планы на будущее. После долгих обсуждений корпорация приняла решение продолжить производство 717. Несмотря на отсутствие заказов, руководство Boeing было уверено, что рынок 100-местных самолётов по-прежнему перспективен. В принципе дела шли неплохо, если учесть, что в 2002 году было получено 32 заказа на модель 717.

Boeing 717Тем временем, конкуренты в сегменте 100-местных самолётов продолжали завоёвывать рынок. Проблемы с 717 начались в декабре 2003 года, когда авиакомпания Air Canada аннулировала договор с Boeing на сумму $ 2.7 млн, отдав предпочтение конкурентам 717 – Embraer E-Jet и Bombardier CRJ.

В январе 2005 года, ссылаясь на низкий уровень спроса, Boeing объявил о завершении производства модели 717.

Если анализировать недостатки 717, то становится понятно, что основной проблемой этого самолёта было отсутствие унификации с другими семействами самолётов Boeing.
В частности в 90х, компания Airbus задала новую тенденцию: она сделала кабины и системы семейства всех типов своих самолётов похожими. Таким образом, переучивание на новый тип стало менее затратно, проще и быстрее. Пилоты могут иметь допуск на управление целого семейства самолётов, вне зависимости от их размера. Такой подход, позволяет авиакомпаниям более гибко распределять экипажи и серьёзно снизить эксплуатационные расходы.

Несмотря на то, что эксплуатационные расходы Boeing 717 были ниже на 10%, чем у Airbus A318, в конечном итоге, из-за отсутствия унификации авиакомпании терпели убытки.

Boeing принял концепцию унификации, и начиная с семейства 737-Next Generation кабины и системы всех самолётов также были унифицированы.

Последний, 156 по счёту, Boeing 717 сошёл с конвейера в апреле 2006 года. Его покупателем стала авиакомпания AirTran Airways, та самая, которая, приобрела его первой.

Фотографии Boeing 717

Самолеты авиакомпаний

Boeing 717-231, Фото с сайта: Airliners.net, Автор: Kurt Ams

B707    B717    B727    B737    B747    B757    B767     B777    B787    Самолёты

Конгресс США обвинил Boeing в ненадлежащем контроле за вводом в эксплуатацию 737 MAX

17.09.2020
Согласно докладу Комитета по транспорту и инфраструктуре Конгресса США, который появился на официальном сайте в эту среду, ответственность за проблемы...

A380 снова прилетит в Москву

17.09.2020
18 сентября самый большой самолет в семействе Airbus вновь прилетит в Москву. Авиакомпания Emirates поставила это воздушной судно на рейсы...

Новую версию Sukhoi SuperJet 100 планируют создать к 2023 году

17.09.2020
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) рассчитывает создать импортозамещенную версию Sukhoi SuperJet 100 к 2023 году. Стоимость ее разработки оценивают в 120–130...

Продажу льготных авибилетов могут перевести в интернет

17.09.2020
Общероссийское объединение пассажиров (ООП) предлагает организовать продажу авиабилетов для льготных категорий граждан через портал госуслуг. С такой инициативой ООП обратилось...

Акция: авиабилеты S7 Airlines со скидкой 50%

16.09.2020
Авиакомпания S7 Airlines объявляет о распродаже авиабилетов со скидкой до 50%. Дешевые авиабилеты можно купить с 16 по 18 сентября.

Nordwind запускает новые рейсы в Хабаровск

16.09.2020
Авиакомпания Nordwind в октябре запускает рейсы в Хабаровск из Москвы и Санкт-Петербурга.

Авиакомпании РФ хотят получить допуски на полеты за рубеж

16.09.2020
17 сентября в заочной форме состоится заседание межведомственной комиссии при Минтрансе РФ, распределяющей допуски на полеты за рубеж.

В Шереметьево Терминал C возобновит работу лишь весной 2021 года

16.09.2020
Аэропорт Шереметьево планирует возобновить работу терминала С весной 2021 года, сообщил журналистам первый заместитель генерального директора по производству аэропорта Андрей...

Авиакомпании просят продлить мораторий на банкротство еще на полгода

16.09.2020
Авиакомпании просят Минтранс продлить мораторий на банкротство, который истекает в сентябре, еще на полгода на фоне негативного влияния пандемии на...