Аэрофлот раскритиковал систему подготовки пилотов в России

Фото: Artem Baryshnikov | Airliners.net

15 августа 2018 г., AVIADO.RU — Крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» предложила Министерству транспорта изменить образовательные стандарты по специальности «летная эксплуатация летательных аппаратов», чтобы привести их в соответствие с современными требованиями. Об этом говорится в письме ​заместителя гендиректора компании по работе с клиентами Вадима Зингмана, отправленном 31 июля министру транспорта Евгению Дитриху. Копия письма есть в распоряжении РБК, ее подлинность подтвердили два источника в министерстве и «Аэрофлоте». Представитель Минтранса подтвердил РБК, что письмо поступило в министерство и находится на рассмотрении.

В письме указывается, что группа «Аэрофлот» столкнулась с дефицитом пилотов и эта проблема будет только усугубляться. В 2018 году группа планирует принять на работу не менее 350 пилотов, из них не более 300 пилотов из числа выпускников средних и высших учебных заведений гражданской авиации. В целом же потребность отрасли гражданской авиации в летном составе из числа выпускников учебных заведений оценивается в 900 пилотов. А согласно прогнозу развития до 2030 года, ежегодно российским авиакомпаниям необходимо будет нанимать по 1700 пилотов, пишет Зингман.

Однако российские вузы выпускают лишь около 750 пилотов в год, что существенно ниже потребностей рынка, замечает замглавы «Аэрофлота». Он также напоминает, что в негосударственных учебных заведениях в России не производится подготовка пилотов.

«Помимо недостаточного количества выпускаемых пилотов существуют проблемы с качеством их подготовки, в особенности с соответствием знаний в области прикладных дисциплин реальным потребностям компаний», — пишет Зингман. Есть проблемы и с необходимым налетом часов для работы пилотом, добавляет он. В качестве примера топ-менеджер приводит «Аэрофлот», который в первом полугодии 2018 года выполнил план по приему выпускников летных учебных заведений только на 70% «из-за отсутствия у уже отобранных кандидатов необходимого налета часов».

Источник в «Аэрофлоте» сказал РБК, что «давно пора менять систему подготовки летных кадров и привести ее в соответствие с общемировыми стандартами». «В российских вузах на подготовку пилота уходит пять лет, при этом их готовят не на современные типы самолетов, а на те, которые давно уже не эксплуатируются. Даются знания, позволяющие разобрать и собрать «кукурузник», разбираться в законах термодинамики»… — перечисляет он. Все эти знания «не нужны пилотам современных самолетов», заключает собеседник РБК. Когда выпускник приходит в авиакомпанию, его приходится переучивать, констатирует он.

Рост дефицита пилотов может оказаться «основным фактором, сдерживающим развитие гражданской авиации в среднесрочной перспективе», предупреждает Зингман в письме Минтрансу. Для того чтобы этого избежать, авиакомпания предлагает кроме изменения стандартов образования еще ряд мер. Одна из инициатив — разрешить обучение пилотов по программе среднего профессионального образования по специальности «летная эксплуатация летательных аппаратов» на базе учебных центров крупных авиакомпаний. Кроме того, «Аэрофлот» предлагает Минтрансу обратиться в Министерство обороны для организации работы с офицерами запаса летных специальностей, чтобы военные летчики, которые ушли в отставку, могли переобучаться и работать в гражданской авиации. Еще одно предложение — организовать производство российских учебно-тренировочных самолетов, которые бы соответствовали современным требованиям, говорится в письме.

Дефицит пилотов в России связан с их высокой востребованностью за границей и большими затратами, которые необходимы на обучение и подготовку будущих летчиков. Такое мнение высказал в понедельник ТАСС декан факультета летной эксплуатации и управления воздушным движением Ульяновского института гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева Александр Бондаренко.

“Авиация развивается волнами: есть периоды переизбытка [кадров], а потом авиакомпании испытывают проблемы с нехваткой пилотов. <…> В 2014-2015 годах, когда был избыток пилотов, трудно было трудоустроиться и многие пилоты уехали за границу, поскольку качество подготовки пилотов высокое, они востребованы в Азии, Китае, Корее, ОАЭ, Вьетнаме и других странах”, – сказал собеседник агентства.

По словам Бондаренко, значительно увеличить набор пилотов в вуз очень сложно и затратно. Декан факультета отметил, чтобы выпустить больше пилотов, необходимо закупить и больше самолетов, набрать инструкторов, и инженерный состав, который будет эти самолеты обслуживать, увеличить число аэродромов. “Чтобы кардинально увеличить число пилотов, необходимо большое финансирование вложить, чтобы они отлетали, как положено, необходимые 150 часов. Если он меньше отлетает, ему не дадут свидетельство пилота”, – пояснил он.

Бондаренко уточнил, что процесс подготовки летчиков достаточно долгий – от трех до пяти лет, его достаточно сложно прогнозировать, в связи с чем и возникает дефицит кадров. “Кто-то ушел на пенсию, появился рост перевозок. В результате сложилась ситуация, когда все авиакомпании просят дать им выпускников. Была аналогичная ситуация лет пять назад, когда предлагали в российские авиакомпании иностранных пилотов брать”, – добавил он.

Эксперт считает, что из-за нехватки пилотов возникает и проблема с инструкторами, так как в этой роли могут выступать только высококвалифицированные пилоты. “Инструкторов мы не можем отнести к разряду преподавателей, они попадают под категорию вспомогательного персонала. Авиакомпании предлагают большие зарплаты и, соответственно, они туда уходят”, – уточнил он.

«Аэрофлот» одним из первых в 2017 году публично признал проблему дефицита пилотов, которые массово начали уходить в азиатские авиакомпании. Для того чтобы решить эту проблему, авиакомпания вводила дополнительные бонусы и поднимала зарплату пилотам. С февраля 2018 года «Аэрофлот» повысил зарплату командирам воздушных судов, которые пилотируют дальнемагистральные самолеты (Boeing 777, Airbus A330), до 650 тыс. руб. Доходы КВС воздушных судов других типов «незначительно ниже», сообщала компания. В 2018 году «Аэрофлот» даже начал прием бывших военных летчиков. Несмотря на все эти меры, в июне 2018 года гендиректор компании Виталий Савельев заявил, что вопрос с дефицитом в авиакомпании остается.

 

Темы:

 
 
 
 

Победа после аварии с самолетом ЮТэйр вновь попросила изменить правила посадки в Сочи

14.09.2018
Авиакомпания "Победа" после инцидента с самолетом "ЮТэйр" , выкатившимся за пределы взлетной полосы, повторно направила просьбу изменить правила ухода на второй круг при посадке в аэропорту Сочи.

Победа открыла продажу билетов на рейс Казань – Тбилиси

14.09.2018
Авиакомпания Победа будет летать по маршруту Казань - Тбилиси с 1 ноября 2018 года по четвергам и воскресеньям. Авиабилеты - от 499 рублей.

Минтранс поддержал идею создания нового российского лоукостера

12.09.2018
Минтранс поддерживает идею создания нового российского лоукостера, который может быть ориентирован на внутренние авиаперевозки, сообщил журналистам министр транспорта РФ Евгений Дитрих в кулуарах Восточного экономического форума.

Пассажир аварийного Боинга ЮТэйр в Сочи рассказал про эвукуацию

12.09.2018
Пассажир рейса UT579 рассказал о том, как самолет дважды заходил на посадку, как стихийно проходила эвакуация и почему он решил защищать свои права.

Аэрофлот готовится к экономии

12.09.2018
Резкий рост цен на авиакеросин привел к тому, что крупнейшая авиакомпания РФ «Аэрофлот» вынужденно войдет в режим экономии.

В Аэрофлоте объяснили причину сокращения рейсов на Дальний Восток

10.09.2018
В руководстве перевозчика решение сделать маневр объяснили подорожанием авиакеросина и девальвацией рубля. Для «Аэрофлота» топливо подорожало на 32% по отношению к прошлому году, заявил гендиректор авиакомпании Виталий Савельев.
 
AVIADO.RU - Портал об авиации и дешевые авиабилеты