Быть или не быть VIP-залам в аэропортах?

14.10.2013
Быть или не быть VIP-залам в аэропортах?
VIP-зал в Шереметьево-1. Фото: Борис Бабанов / ria.ru

14 октября 2013 г., AVIADO.RU – На международных авиарейсах в пунктах пропуска через границу сегодня действуют пять залов официальных лиц и делегаций – по одному в аэропортах Москвы (Шереметьево, Домодедово, Внуково), в Санкт-Петербурге (Пулково) и в Сочи. Об этом рассказал пресс-секретарь Управделами президента Виктор Хреков, сообщает Российская Газета.

Хватит ли их на всех депутатов и сенаторов, которых минфин хочет отлучить от VIP-залов, и какие еще возможны варианты?

Минфин, напомним, предлагает не оплачивать из федерального бюджета использование членами Совета Федерации и депутатами Госдумы VIP-залов в аэропортах и на железнодорожных вокзалах. Аргумент – по закону для бесплатного обслуживания этой категории организаций предусмотрены так называемые залы официальных лиц и делегаций (ЗОЛД). По оценкам экспертов, за пользование VIP-залами парламентарии ежегодно тратят около 100 миллионов казенных рублей. В ответ законотворцы обеих палат хотят проанализировать, сколько в аэропортах и на вокзалах страны существует залов для официальных делегаций, сколько VIP-залов и чем они отличаются от бизнес-залов аэропортов.

Проблема в том, что залов, в которых бесплатно обслуживаются официальные лица, утвержденные специальным перечнем должностей Управделами президента, всего пять. В перечне, уточнил Хреков, несколько десятков должностей. Это глава государства и его помощники, председатель правительства, депутаты и сенаторы, сотрудники аппаратов Думы и Совета Федерации, федеральные министры и руководители агентств и служб, сотрудники администрации президента РФ и аппаратов министерств и ведомств, дипломаты, военные чины, судьи Верховного, Конституционного и Высшего судов, Генеральный прокурор, губернаторы.

По словам Виктора Хрекова, залы официальных лиц и делегаций принадлежат Управлению делами президента РФ. Их деятельностью руководит ФГУП “Президент-Сервис”, которое входит в структуру Управделами. Эксплуатация ЗОЛДов считается одной из государственных функций. Для этого ежегодно на счета соответствующих федеральных государственных органов и организаций направляются бюджетные ассигнования и используются впоследствии при оплате командировок, включающих ЗОЛД-услуги.

В залах установлен особый режим безопасности. Пассажиры в ускоренном режиме проходят так называемое “досамолетное обслуживание” – таможенный, санитарный и паспортный контроль, в связи с чем могут прибыть к рейсу не как все, а за 10-15 минут до взлета. Для них, кроме того, организована персональная доставка до борта самолета и другие полезные сервисы. Смысл – не тратить время на предполетные формальности.

На внутренних авиалиниях, во всех других аэропортах России, такого рода залов для официальных лиц сегодня нет. Зато действуют VIP-залы, чисто коммерческие предприятия, зарабатывающие на подобных эксклюзивных услугах премиум-класса. “К Управделами президента VIP-залы не имеют никакого отношения”, – подчеркивает Хреков. Это примерно то же самое, если бы депутаты не использовали положенное по закону служебное жилье, а снимали бы эксклюзивное за счет государства. Впрочем, такая аналогия не совсем корректна, ведь гособслуживание на авиарейсах внутри страны для депутатов и сенаторов вообще не предусмотрено. И они просто вынуждены пользоваться услугами коммерсантов.

До того, как в 1996 году по указу президента страны в России были узаконены пять залов официальных лиц и делегаций, во всех остальных российских аэропортах еще с советских времен действовали “залы для приема официальных делегаций” или, как их еще называли, “депутатские залы”. С коммерциализацией аэропортов на базе этих помещений стали возникать коммерческие VIP-залы, которыми вынуждены пользоваться внутри страны во время служебных командировок депутаты и сенаторы. Ведь только VIP-залы в данном случае предлагают своим клиентам ускоренное “досамолетное обслуживание”. Что, кстати, сегодня незаконно. Отдельные пункты таможенного досмотра и пограничного контроля можно устанавливать только в ЗОЛДах.

При этом компании в аэропортах сегодня активно развивают бизнес-залы.

Ими депутаты также пользуются, их услуги включены в бюджетные расходы. Но и здесь есть один нюанс: в этих залах уже нельзя проводить встречи и совещания, поскольку в них закрыт путь для тех, у кого нет билета на самолет. У проблемы, считают эксперты, есть два пути решения. Либо расширять систему бесплатных ЗОЛДов для официальных лиц и делегаций на всех внутренних авиарейсах. Но это потребует огромных средств из бюджета. Либо прописать в законе право пользования VIP-залами депутатов и официальных лиц, выполняющих служебные обязанности.

Александр Починок, профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ “Высшая школа экономики”:

– Когда в Россию приезжает глава другого государства, его, безусловно, надо встречать на соответствующем уровне, и для этого залы официальных делегаций (ЗОЛД) нужны. Однако по большому счету нам нужен один правительственный аэропорт с таким залом и, может быть, несколько залов в других городах, куда руководители других государств могут приезжать.

Я считаю, что депутату или сенатору при перелетах услуг бизнес-зала вполне достаточно. Более того, они априори входят в стоимость билета бизнес-класса. И даже если не входят, то если депутат, проживающий пусть и в самом ближнем к Москве регионе, все равно в год пролетает более 50 тысяч миль. А по достижении этой цифры в любой авиакомпании бизнес-зал предоставляется по умолчанию. Даже если эти 50 тысяч миль человек провел в кресле салона экономкласса.

При этом я лично считаю, что бизнес-залы гораздо лучше VIP-залов, так как в них оказывается больше услуг за меньшую цену. Причина, кстати, и в том, что в одном аэропорту может находиться несколько бизнес-залов, принадлежащих разным юридическим лицам, которые конкурируют друг с другом. Кстати, хочу сказать, что в большинстве бизнес-залов есть залы для совещаний, где можно спокойно уединиться и обсудить необходимые вопросы. Стоимость обслуживания и в тех, и в других по России колеблется сегодня от 3 до 6 тысяч рублей, но может быть и выше этого предела. Могу отметить, что за границей бизнес-залы в массе своей лучше наших VIP-залов, более того, последних там практически и нет. При этом европейские по количеству и качеству оказываемых услуг хуже тех, которые расположены в аэропортах стран Азиатско-Тихоокеанского региона, например.

А как у них?

Германия

Как рассказал представитель министерства внутренних дел ФРГ, главе ведомства VIP-зал не нужен. Министр имеет особую степень обеспечения безопасности, и его всегда сажают и забирают из самолета в окружении эскорта телохранителей перед самым вылетом. Такие же правила действуют для канцлера и министра иностранных дел. Министр финансов Вольфганг Шойбле, однако, пользуется VIP-залами аэропортов, поскольку у него есть серьезная причина – он вынужден передвигаться на инвалидной коляске.

Залы VIP есть у всех авиакомпаний и у всех крупных аэропортов Германии. Тем, кто летит бизнес-классом, авиакомпания предоставляет право пользоваться залом VIP, поскольку это входит в стоимость билета. Летать бизнес-классом без ограничений имеют право госслужащие с парламентскими обязанностями (иными словами, народные избранники, каковыми являются все депутаты бундестага и министры). Все остальные чиновники должны выбирать самый дешевый способ передвижения, иными словами, если по воздуху, то только в “экономическом” салоне. Насладиться бизнес-классом чиновники имеют право, лишь если полет длится более четырех часов. Поскольку в маленькой Германии таких длинных маршрутов не найдешь, речь в этом случае идет только о заграничных путешествиях. Как рассказал “РГ” представитель аэропорта Франкфурта-на-Майне, разовое использование зала, принадлежащего аэропорту, а не авиакомпании, стоит около 300 евро. Зато и сервис соответствующий: регистрацию производят сотрудники аэропорта, досмотр проходит индивидуально, и к самолету пассажира доставляют на машине прямо перед отправлением. В зале есть бесплатные напитки, еда, телевизор и газеты. Таким VIP-залом могут пользоваться все пассажиры независимо от авиакомпании и вида билета, в том числе и чиновники. Однако издержки по использованию такого VIP-зала могут возмещаться только при доказательстве особой необходимости.

Британия

В Управлении британской авиации, заведующим всем хозяйством аэропортов Соединенного королевства, включая VIP-залы, сначала корреспондента “РГ” попросили минуточку подождать, а потом (вероятно, посовещавшись с вышестоящими) ответили, что информация по VIP-залам носит закрытый характер. Не ответили на данный вопрос и в секретариате кабинета министров, где о порядке обслуживания госчиновников высокого ранга знают вроде как все. Не ответили и в палате общин. В приватном порядке источник в британском парламенте пояснила: автоматического права обслуживаться бесплатно в VIP-залах аэропортов парламентарии, скорее всего, не имеют. Если речь идет о служебной командировке, это одно дело, а о поездке в отпуск – совсем другое.

Что касается чиновников с министерскими портфелями и прочих госслужащих высшего государственного ранга, то из соображений безопасности они при поездках любого рода бесплатный доступ в VIP-залы, надо полагать, как было подчеркнуто, имеют. Любопытно отметить, что Британия остается одной из немногих стран, где глава государства и глава правительства не обзавелись своим “бортом номер один”, летая на чартерных рейсах “Бритиш Эрвейс”. При этом в ряде случаев госчиновники высокого ранга используют и обычные пассажирские рейсы. Хотя британские спецслужбы настоятельно рекомендуют своему премьеру обзавестись “бортом номер один”, хотя бы из соображений госбезопасности. Связь между главой правительства и главами спецслужб не должна прерываться на те подчас долгие часы, когда первое лицо находится между небом и землей. Однако Дэвиду Кэмерону доводилось летать в отпуска и на бюджетных авиалиниях. О каких VIP-залах тогда вообще может идти речь?

Италия

Депутаты и сенаторы летают через VIP-залы. Минимальная зарплата парламентария составляет 7,8 тысячи евро, к которой прилагается огромный “букет” из всевозможных привилегий, благодаря которым месячный доход возрастает до 18 тыс. евро. К этому стоит также присовокупить длинный список из бесплатных благ. Среди них неограниченный доступ в VIP-залы в аэропортах. Кстати, один вход в Италии в VIP-зону стоит в среднем 20 евро, но можно также приобрести абонемент на пять проходов за в 75 евро.

 
 

В Red Wings рассказали о первых итогах эксплуатации SSJ-100

04.12.2020
Авиакомпания Red Wings подвела первые итоги эксплуатации SSJ 100. Средний налет на списочное судно в октябре–ноябре составил по 6 ч...

Авиакомпания Россия получила первый Sukhoi Superjet 100

04.12.2020
Авиакомпания Россия пополнила свой парк первый самолетом Sukhoi Superjet 100. Лайнер с бортовым номером RA-89060 и именем "Торжок" прибыл 3...

S7 Airlines не хочет становиться лоукостером

04.12.2020
Россия — огромный рынок для лоукостеров, но S7 видит необходимость сохранения баланса между сервисом и качеством, поэтому не идет в...

В небе над Москвой новая структура движения

03.12.2020
Этой ночью введена в работу новая структура воздушного пространства Москвы и смежных с ней зон, что позволит увеличить пропускную способность...

Совладелица ВИМ-Авиа объявлена в международный розыск

03.12.2020
Следственный комитет обратился в суд с ходатайством о заочном аресте совладелицы авиакомпании ВИМ-Авиа Светланы Мурсекаевой, компания которой прекратила полеты в...

Победа все-таки отменяет рейсы из-за новой системы полетов

03.12.2020
Авиакомпания Победа отменяет около 30% своих рейсов в связи с тем, что сегодня вводится новая система полетов, из-за которой пилотам...

У SSJ 100 проблемы с поставками зарубежной авионики

02.12.2020
Проект производства самолетов Superjet 100 (SSJ100) Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в «Ростех») столкнулся со сбоями в поставках импортных комплектующих.

Пилоты теряют навыки из-за коронавируса

02.12.2020
Из-за пандемии коронавируса и приостановки полетов многими авиакомпаниями, пилоты теряют навыки управления самолетом.

Пилоты-инструкторы помогут пилотам Победы сажать самолеты “вслепую”

01.12.2020
Авиакомпания Победа, ранее объявившая об отмене ряда рейсов из-за новой схемы полетов, все-таки нашла способ избежать этого. В состав летных...