Что с деньгами: почему возникли проблемы у "Натали Турс" и DSBW-Tours

5 июля 2018 г., AVIADO.RU — На днях сразу несколько туроператоров заявили о проблемах, вынуждающих их прекратить или приостановить свою деятельность. Причем речь идет о долгожителях туристического рынка — компаниях “Натали Турс” и DSBW-Tours. Первая существует с 1992 года, вторая работала с 1991 года и прекратила свою деятельность 3 июля. Туроператор “Натали Турс” аннулировал все туры с вылетом с 4 июля по 30 сентября из-за невозможности договориться с принимающими партнерами, но в ближайшее время планирует возобновить продажу путевок на зимний сезон.

“Несколько недель назад мы начали сталкиваться с кризисом ликвидности. В компании стало не хватать собственных финансовых средств, чтобы своевременно рассчитываться с поставщиками услуг”, — заявил РИА Новости глава “Натали Турс” Владимир Воробьев.

В итоге, по его словам, оплата испанскому партнеру вовремя не поступила.

“В прошлую пятницу наш партнер аннулировал все брони, начиная с субботы. Информация пришла к нам накануне вылетов, за несколько часов до чартерных рейсов, — пояснил Воробьев. — Нам ничего не осталось, кроме как оперативно отменять чартерные рейсы, так как тысячи туристов могли оказаться в аэропортах без трансфера и отелей”.

В результате более половины партнеров “Натали Турс” решили аннулировать обслуживание. “Принимающие компании начали отказывать нашим туристам в размещении”, — добавил руководитель компании.

“Чартерные программы у нас в этом году, к сожалению, имели отрицательные финансовые показатели, — сообщил Владимир Воробьев. — Самолеты летали и недозагруженными, и много мест приходилось реализовывать себе в убыток”.

Плата за переоцененный спрос

Процесс сокращения числа туркомпаний начался в 2014 году, рассказал ТАСС вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин. Раньше их было 2500, а сейчас около 600. “Каждый год прекращает свою деятельность, в том числе и из-за финансовых проблем, пять-десять туроператоров”, — отметил эксперт.

Проблемы, возникшие у “Натали Турс” и DSBW-Tours, не несут системных рисков, и другие туроператоры чувствуют себя весьма комфортно, утверждают эксперты. Пострадавшие компании просто не учли изменений, которые происходят на рынке туруслуг, переоценили спрос на свой продукт. “Сокращение чартерных программ и приостановка деятельности отдельных туроператоров, которые в настоящее время имеют место на российском туристическом рынке, связано с неверной оценкой туристическими компаниями рыночной конъюнктуры, ошибками в прогнозах потребительского спроса и завышенными ожиданиями относительно роста выездного туризма на ряде направлений”, — заявил глава Ростуризма Олег Сафонов.

Дело даже не в том, что люди стали реже ездить в путешествия или меньше тратить на поездки, а в том, что они выбирают крупных туроператоров, рассказал ТАСС вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин. Кроме того, активно развивается самостоятельный туризм.

Проблемные туроператоры в последний год реализовали всего несколько тысяч туров, в то время как их конкуренты, также продающие путевки в Испанию, Турцию, Грецию, отправляли более 1 млн туристов в год, говорит Барзыкин. При этом у крупных игроков лучше условия кредитования, есть возможность покупки оптом чартерных программ, а у некоторых имеется собственный авиапарк.

Рынок укрупняется, согласен Дмитрий Горин. “В России появились туроператоры, которые имеют свои авиакомпании с авиапарком в 20–70 самолетов, они управляют гостиничными сетями, у них есть собственные автобусные компании, — объясняет он. — Они могут быстрее управлять рисками”. Например, туроператор, у которого есть собственные чартерные рейсы, может менять самолет с большего на меньший — в зависимости от количества проданных путевок.

Кроме того, зарубежные партнеры российских компаний после кризиса 2014 года ужесточили условия, они неохотно предоставляют рассрочки российским компаниям при оплате туров.

Продавать путевки за рубеж стало сложнее еще и из-за дешевеющего рубля. “В апреле он подешевел сразу на 12%”, — напоминает Горин. При этом авиационное топливо подорожало на 5–10%, добавил эксперт.

Также на спрос — и совсем не в лучшую сторону — повлиял чемпионат мира по футболу, говорит Горин. “Многие люди предпочитают остаться в России, а отпуск переносят на другое время”, — сказал он.

“В преддверии сезона туроператоры явно рассчитывали на лучшие продажи, — прокомментировал зампред комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Сергей Кривоносов. — Негативно влияет и дорожающее вслед за нефтью авиационное топливо — это серьезно осложнило жизнь туроператорам, уже продавшим турпакеты, в которые были заложены билеты по старой цене”.

Даже чемпионат мира и успехи российской сборной “виноваты”. Россияне, по мнению Владимира Воробьева, решили никуда не ехать, и спрос упал почти на 40 процентов.

“В компаниях недооценили риски, доллар и евро дороже, чем рассчитывали. Многие туристы остались в России из-за чемпионата мира по футболу — предпочли посмотреть его дома или посетить матчи”, — отмечает директор аналитического департамента “Альпари” Александр Разуваев.

Сколько туристов пострадали

Сейчас, по данным Ростуризма, за границей находятся около 3,5 тысячи туристов “Натали Турс” и порядка 250-300 туристов DSBW. Клиентов с оплаченными путевками без перспективы ими воспользоваться может оказаться еще больше.

Причем деньги, как сообщают некоторые покупатели, принимали до последнего момента. Например, по словам Веры Солнцевой, вторую часть оплаты за тур “Жемчужины Бенилюкса + Германия” у ее мамы взяли в тот же день, когда DSBW-Tours приостановил деятельность.

Руководитель DSBW Карен Гончаров проинформировал, что “все оформленные туристы застрахованы в “СК Инвест-Страх” на 50 миллионов рублей и “СК Орбита” также на 50 миллионов рублей”.

“Этих денег полностью хватает, чтобы компенсировать стоимость неоказанных услуг”, — подчеркнул он.

Но люди, которые должны были отправиться в поездку в ближайшие дни, опасаются, что страховщики им деньги не вернут.

“Я потеряла 100 тысяч рублей, но я еще заработаю. Мама потеряла 175 тысяч. Она копила на эту поездку, когда работала, сейчас на пенсии, денег не восполнить, дохода у нее уже нет. Главное — хотя бы получить паспорта”, — рассказывает реставратор Татьяна Васильева, которая 6 июля вместе с мамой планировала отправиться в тур “Эксклюзивная Нормандия и Бретань + неделя в Париже”.

Что с деньгами: почему возникли проблемы у "Натали Турс" и DSBW-Tours

Туристов вывезут с курортов и выплатят компенсации

В отличие от 2014 года, когда прекратили свою деятельность несколько крупных туроператоров (“Нева”, “Южный крест”, “Лабиринт”), сейчас существует действенный механизм защиты туристов, говорит Горин.

Есть фонды персональной ответственности туроператора и резервный фонд. Общая сумма страхового покрытия составляет 22 млрд рублей.

Эти средства могут быть использованы для расчетов с пострадавшими туристами и при необходимости — для возвращения домой тех из них, чьи билеты в пакетном туре окажутся неоплаченными.

“Натали Турс” к 5 июля планирует предложить клиентам механизмы компенсации, сказал президент компании Владимир Воробьев.

Клиентам DSBW-Tours за компенсацией придется обращаться в страховые компании, сообщил гендиректор компании Карен Гончаров.

Глава Ростуризма Олег Сафонов подтвердил, что клиентам за рубежом не о чем волноваться: “У наших туристов либо есть на руках билеты на регулярные обратные рейсы, либо чартерная программа выполняется следующим образом: туда самолеты летят пустыми и находящиеся за рубежом возвращаются на них на родину”.

Впрочем, по словам главы “Натали Турс”, некоторым пришлось самостоятельно оплатить отели. Воробьев также сообщил, что компания планирует вновь начать продавать туры в октябре.

Так что в страховую компанию клиенты, остающиеся в России и пострадавшие от аннуляции будущих туров, обратиться, видимо, пока не могут.

“Юридически компания себя банкротом не объявляла, страхового случая пока нет, поэтому и повода для обращения нет, — пояснил директор по связям с общественностью “Ингосстраха” Карен Асоян. — Мы только можем сказать, что при наступлении страхового случая со своей стороны, естественно, все обязательства в полном объеме выполним”.

Возможна ли компенсация

Владимир Воробьев пообещал, что механизмы компенсации будут определены в ближайшее время.

“Думаю, самый быстрый и понятный инструмент — это когда туристы забирают выкупленные, оплаченные, выписанные билеты, и это уже минимум третья часть того, что мы должны, — уточнил он. — Дальше самостоятельно или с помощью своего агентства решают вопросы о том, как оплатить проживание”.

“Мы по договоренности с ведущими сетевыми компаниями будем давать обязательства со стороны “Натали Турс” на нереализованные услуги — предоставим возможность этими услугами воспользоваться в будущем”, — добавил Воробьев. Но речь идет лишь о следующем лете.

Точные сроки возврата средств тем, кто откажется от самостоятельной доплаты и предпочтет дождаться компенсации от туроператора, пока не известны.

“Я купила тур в Испанию в отель в городе Ллорет де Мар, но мне позвонили представители турагентства и сообщили о проблемах у туроператора, — рассказывает Ольга Гаврилова, директор департамента в компании “Первый канал. Всемирная Сеть”. — Я часто покупала путевки именно “Натали Турс”, и никогда не было проблем. В этот раз мы с турагентом позвонили в отель и выяснили, что наша бронь не оплачена. Но хотя бы уже подтверждены электронные билеты на самолет, на регулярный рейс”. Пока, по словам Ольги, единственный предложенный ей вариант все-таки улететь на отдых в Испанию — это заново заплатить за отель и ждать потом компенсации.

Что делать пострадавшим

Эксперты правовой службы АТОР разъяснили: тем, чьи туры были аннулированы, необходимо составить заявление на возврат денежных средств и передать его по месту приобретения тура. Нужно четко указать причину: неисполнение туроператором обязательств и невозможность воспользоваться оплаченным туром. К заявлению следует приложить необходимые документы и подтверждение всех расходов.

Правда, в законе “О защите прав потребителей” нет точных сроков возврата денежных средств за неоказанные услуги, есть лишь пункт о сроках ответа на письменное заявление потребителя — десять дней.

Системного кризиса нет

“Поток россиян, отправляющихся за границу, явно не снизится. Но они будут осторожнее подходить к выбору поставщика услуг — будь то авиакомпания, отель или туроператор”, — уверен менеджер по развитию Skyscanner в России Дмитрий Хаванский.

По мнению экспертов, то, что случилось, вряд ли повлияет на туротрасль в целом. “Системного кризиса на российском туристском рынке нет”, — полагает глава Ростуризма Олег Сафонов. Он напомнил, что сейчас в России действует 631 туроператор в сфере выездного туризма и уровень финансовой защищенности потребителей туристских услуг достаточно высокий. “Граждане могут спокойно планировать отпуск и отправляться на отдых”, — отметил Сафонов.

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе сказала РИА Новости, что “на туротрасли данные события никак не скажутся, а для “Натали Турс” все зависит от того, как она будет выплачивать компенсации”.

Поиск дешевых авиабилетов по всем авиакомпаниям:

Темы:

 
 
 
 

Победа после аварии с самолетом ЮТэйр вновь попросила изменить правила посадки в Сочи

14.09.2018
Авиакомпания "Победа" после инцидента с самолетом "ЮТэйр" , выкатившимся за пределы взлетной полосы, повторно направила просьбу изменить правила ухода на второй круг при посадке в аэропорту Сочи.

Победа открыла продажу билетов на рейс Казань – Тбилиси

14.09.2018
Авиакомпания Победа будет летать по маршруту Казань - Тбилиси с 1 ноября 2018 года по четвергам и воскресеньям. Авиабилеты - от 499 рублей.

Минтранс поддержал идею создания нового российского лоукостера

12.09.2018
Минтранс поддерживает идею создания нового российского лоукостера, который может быть ориентирован на внутренние авиаперевозки, сообщил журналистам министр транспорта РФ Евгений Дитрих в кулуарах Восточного экономического форума.

Пассажир аварийного Боинга ЮТэйр в Сочи рассказал про эвукуацию

12.09.2018
Пассажир рейса UT579 рассказал о том, как самолет дважды заходил на посадку, как стихийно проходила эвакуация и почему он решил защищать свои права.

Аэрофлот готовится к экономии

12.09.2018
Резкий рост цен на авиакеросин привел к тому, что крупнейшая авиакомпания РФ «Аэрофлот» вынужденно войдет в режим экономии.

В Аэрофлоте объяснили причину сокращения рейсов на Дальний Восток

10.09.2018
В руководстве перевозчика решение сделать маневр объяснили подорожанием авиакеросина и девальвацией рубля. Для «Аэрофлота» топливо подорожало на 32% по отношению к прошлому году, заявил гендиректор авиакомпании Виталий Савельев.
Обсуждение
comments powered by HyperComments
 
AVIADO.RU - Портал об авиации и дешевые авиабилеты