11 сентября 2019 г., AVIADO.RU — Средняя стоимость перелета в эконом-классе с января по август 2019 года выросла на 24,1%, сообщили в Росстате. Как следует из данных ведомства, подорожание авиабилетов оказалось самым высоким с кризисного 2008 года. Минтранс заявляет, что увеличение стоимости билетов не должно превышать инфляцию, и собирается принять меры для сдерживания роста цен. Но по мнению экспертов, это возможно лишь при финансовой поддержке государства. При этом решение на долгосрочную перспективу требует выравнивания конкурентной среды: более активного субсидирования региональных и местных перевозок и ухода от «плоских» тарифов на магистральных линиях, пишут Известия.

По информации Росстата, за последние восемь месяцев средняя цена авиабилета эконом-класса поднялась на 24,1%. Из данных ведомства следует, что это самый интенсивный рост стоимости перелетов с кризисного 2008 года. Тогда рост тоже составил 24,1%. В предыдущие годы подорожание с января по август было в пределах от 2 до 19%. При этом средняя стоимость билета эконом-класса в расчете на 1000 км пути в годовом выражении (август текущего года к августу 2018-го) выросла на 18,3%.

В Росстате пояснили, что в августе стоимость билетов всегда находится на пике. После они дешевеют вплоть до декабря. По данным крупных агрегаторов — Aviasales, «Туту.ру», OneTwoTrip, Biletix — снижение цен уже началось. Авиапутешествие внутри России в октябре обойдется на 15–34% дешевле, чем в августе в зависимости от сервиса бронирования, полет за рубеж — на 3–15%.

Несмотря на то что в сентябре–декабре билеты станут дешевле, по итогам года рост составит примерно 9–10%, ранее прогнозировал «Известиям» заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Борис Шокуров. Операционные убытки авиаперевозчиков, по данным ассоциации, за I квартал 2019-го составили 45 млрд рублей, а за тот же период 2018 года — 34 млрд рублей.

Увеличение стоимости авиабилетов в этом году – следствие роста издержек авиакомпаний на протяжении нескольких лет, в том числе резкого скачка цен на топливо в 2018-м, пояснил «Известиям» главный эксперт Института экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов.

Одной из причин резкого роста цен на керосин в прошлом году стал высокий спрос на него со стороны так называемых бодяжников — компаний, смешивающих его с дизтопливом для получения зимнего дизеля, пояснил «Известиям» вице-президент по развитию бизнеса в России, странах СНГ и Балтии аналитического агентства Argus Виктор Парно.

— В нынешнем году рост цен на авиакеросин был ограничен в том числе повышенным вниманием к рынку продукта со стороны регулирующих органов, — отметил эксперт. — Кроме того, в первом полугодии действовало соглашение между нефтяниками и правительством о заморозке розничных и мелкооптовых цен на дизтопливо, что сократило маржу «бодяжников». В настоящее время этот сдерживающий фактор отсутствует, поскольку с июля соглашение не действует.

ФАС отслеживает ситуацию с ценами на авиатопливо по жалобам авиакомпаний, заявили «Известиям» в пресс-службе ведомства. Там признали, что по стоимости авиакеросина есть серьезные вопросы, меры будут приняты.

В авиакомпаниях неохотно комментируют эту тему. Ранее официальный представитель Smartavia (бывшее «Нордавиа») говорил «Известиям», что у компании практически нет финансовых резервов для сдерживания цен на билеты.

— Мы не сторонники увеличения провозной платы, но авиакомпания работает в рыночных условиях, что иногда требует принятия непростых решений, — отмечал он.

В «Уральских авиалиниях» тему повышения провозной платы не комментировали, но подчеркивали неэффективность нового механизма поддержки (демпфера) перевозчиков, запущенного с 1 августа. Другие крупные перевозчики не ответили на вопросы «Известий».

За первое полугодие стоимость авиабилетов в России прибавила 7% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го, заявила на Восточном экономическом форуме начальник департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Светлана Петрова. На такой рост, значительно опережающий инфляцию (4,3% за январь–август), в ходе мероприятия обратил внимание и президент России Владимир Путин.

Министр транспорта Евгений Дитрих заявил в интервью «Известиям», что подорожание авиабилетов не должно превышать уровень инфляции. Поэтому до конца сентября Минтранс, по его словам, приступит к обсуждению со всеми сторонами нового комплекса мер, направленного на сдерживание цен. На уточняющие вопросы «Известий» в пресс-службе Минтранса не ответили.

Федор Борисов подчеркнул, что отрасль авиаперевозок в России находится в системном кризисе.

–– Когда разрыв между операционными доходами и расходами авиакомпаний достигает 20%, быстрого решения проблемы быть не может, –– сказал он.

У регулятора, по мнению эксперта, есть три краткосрочных варианта действий: согласиться с ростом цен, сократить каким-то образом издержки или компенсировать возникающую разницу за счет субсидий и иных мер господдержки.

При этом в долгосрочной перспективе необходимо выравнивать конкурентную среду: увеличивать субсидирование региональных и местных перевозок и уходить от «плоских» тарифов на магистральных линиях, добавил Федор Борисов.

Перевозчики несут постоянные убытки, и такое положение дел не позволяет авиакомпаниям работать экономически эффективно, а исправить ситуацию поможет только увеличение стоимости билетов на 40–60%, сказал «Известиям» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Маловероятно, что цены на авиабилеты в этом году получится удержать в пределах инфляции, считает директор офиса продаж «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов. По его словам, возможными мерами поддержки авиакомпаний могут стать финансовая помощь государства в погашении задолженности по лизингу, а также расширение субсидируемых воздушных направлений, как это уже делалось в направлении Дальнего Востока.

В Минфине «Известиям» сообщили, что Минтранс пока не обращался к ним с предложением о дополнительных субсидиях для авиаперевозчиков.

Данные Росстата о росте цен на авиабилеты были неверно интерпретированы журналистами, статистика не говорит о двузначных темпах роста цен на перелеты в целом по России.

Так Федеральная антимонопольная служба прокомментировала публикацию «Известий» о двукратном росте цен на билеты, которую издание подготовило на основании данных Росстата, сообщает ТАСС.

«Статистика оценивает средний чек — средние затраты пассажиров на усредненный перелет, что характеризует скорее покупательную способность населения, но не рост цен», — объяснили в ведомстве. ФАС также указывает, что некорректно сопоставлять цены авиабилетов во время низкого сезона (в декабре) и высокого (в августе).

Кроме того, на цену билетов оказывают влияние дополнительные факторы, такие как рост пассажиропотока, изменение дальности и направлений полетов, чартерные и международные программы, отмечает ведомство.

Поиск дешевых авиабилетов

Темы:

 
 
 
 

В США мужчина чудом увернулся от падающего самолета

16.09.2019
Сотрудник авиаремонтного предприятия выносил мусор из ангара в момент, когда легкомоторный самолет Piper PA-28 совершал жесткую посадку. Смотрите видео!

Авиакомпания Глобус оштрафовала пилота за опасную посадку

16.09.2019
Пилот авиакомпании "Глобус" оштрафован за инцидент при посадке Boeing 737-800 с 170 пассажирами на борту в аэропорту Краснодара, в результате которого самолет получил повреждения из-за касания хвостом взлетно-посадочной полосы.

Индия планирует производить российские самолеты Ил-114

16.09.2019
Индия планирует наладить локальное производство российских пассажирских лайнеров Ил-114 и предложить их местным авиакомпаниям в качестве регионального самолета.

Boeing анонсировал крутые реформы после катастроф с 737 MAX

16.09.2019
Американский авиастроительный концерн Boeing анонсировал реформы, призванные повысить безопасность проблемных самолетов 737 MAХ.

Авиакомпания S7 Airlines начала высадку 20 000 сосен на месте пострадавших от пожара лесов

16.09.2019
Представители авиакомпании "Сибирь", региональной власти и бизнеса начали высадку порядка 20 тысяч саженцев сосны в рамках проекта по восстановлению сибирских лесов после пожаров.

Аэрофлот ограничил пассажирам доступ в бизнес-залы 18 городов

16.09.2019
Крупнейшая российская авиакомпания "Аэрофлот" с 15 сентября ограничила бесплатный доступ участников золотого уровня программы "Аэрофлот Бонус" в бизнес-залы 18 городов РФ, сообщает пресс-служба авиакомпании.