Авиакомпании повысят цены на авиабилеты если государство не предоставит им льготы

29.03.2019
Авиакомпании повысят цены на авиабилеты если государство не предоставит им льготы
Фото: shutterstock

29 марта 2019 г., AVIADO.RU — Рост цен на билеты в эконом-классе за два месяца 2019 года составил 7,5% — темпы втрое выше, чем за весь 2018 год. Это происходит из-за выросших расходов авиакомпаний на топливо, аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, говорится в письме Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) вице-премьеру Максиму Акимову. Для сдерживания дальнейшего роста АЭВТ предлагает принять комплекс мер по поддержке авиакомпаний. Эксперты отмечают, что государство так и не определилось со стратегией: для решения проблемы резко выросших издержек придется либо накачать отрасль субсидиями, либо смириться с удорожанием билетов, пишет Коммерсантъ.

В январе—феврале 2019 года индекс потребительских цен на авиабилеты составил 7,54%, тогда как за весь 2018 год не превысил 2,3%, говорится в письме АЭВТ вице-премьеру по транспорту Максиму Акимову. Причиной этого роста стали удорожание горюче-смазочных материалов на 30% по сравнению с 2017 годом (к началу 2019 года расходы на топливо составили 29% в себестоимости авиаперевозок). Кроме того, аэропортовые расходы выросли в среднем на 10% на один самолетовылет, а ставки аэронавигационного обслуживания — на 4,8%.

В письме говорится, что 2018 год стал «беспрецедентным по темпам роста практически всех видов прямых эксплуатационных расходов авиакомпаний».

«Совокупность указанных негативных факторов привела к резкому (у части авиакомпаний более чем в десять раз) снижению финансовой эффективности деятельности и убыткам»,— говорится в письме.

Рост цен на билеты в экономклассе за два месяца 2019 года составил 7,5% — темпы втрое выше, чем за весь 2018 год. Это происходит из-за выросших расходов авиакомпаний на топливо, аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, говорится в письме Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) вице-премьеру Максиму Акимову. Для сдерживания дальнейшего роста АЭВТ предлагает принять комплекс мер по поддержке авиакомпаний. Эксперты отмечают, что государство так и не определилось со стратегией: для решения проблемы резко выросших издержек придется либо накачать отрасль субсидиями, либо смириться с удорожанием билетов.

В январе—феврале 2019 года индекс потребительских цен на авиабилеты составил 7,54%, тогда как за весь 2018 год не превысил 2,3%, говорится в письме АЭВТ вице-премьеру по транспорту Максиму Акимову. Причиной этого роста стали удорожание горюче-смазочных материалов на 30% по сравнению с 2017 годом (к началу 2019 года расходы на топливо составили 29% в себестоимости авиаперевозок). Кроме того, аэропортовые расходы выросли в среднем на 10% на один самолетовылет, а ставки аэронавигационного обслуживания — на 4,8%.

В письме говорится, что 2018 год стал «беспрецедентным по темпам роста практически всех видов прямых эксплуатационных расходов авиакомпаний».
«Совокупность указанных негативных факторов привела к резкому (у части авиакомпаний более чем в десять раз) снижению финансовой эффективности деятельности и убыткам»,— говорится в письме.

Для сохранения финансовой устойчивости компании пошли на «непопулярные» меры, среди которых:

  • приостановка модернизации и обновления авиапарка и наземной базы,
  • сокращение сервисных программ обслуживания пассажиров,
  • оптимизация маршрутной сети «в части развития новых направлений и высокорискованных региональных проектов».

«По оперативным данным за январь—февраль занятость пассажирских кресел снизилась на 0,5 п. п., процент коммерческой загрузки уменьшился на 1,3 п. п.»,— говорится в письме.

Для предотвращения дальнейшего роста цен авиационное лобби предлагает:

  1. предоставить авиакомпаниям единовременную субсидию в размере 23,18 млрд руб.,
  2. увеличить обратный акциз на керосин почти на 70% (через рост коэффициента в формуле с 2,08 до 3,5),
  3. бессрочно обнулить НДС на полеты в обход аэропортов Москвы и Московской области,
  4. внести поправки в постановление №1242, регламентирующее выделение субсидий на региональные перевозки.

В новой редакции документа предлагается:

  • прописать возможность заключения контрактов на обслуживание выделенных маршрутов на два-три года взамен однолетних контрактов, увеличить длину субсидируемого
  • маршрута до 2 тыс. км с 1,5 тыс. км (кроме Дальнего Востока и Сибири, где ограничение составляет 3 тыс. км),
  • ежемесячно проводить заседания комиссии по перераспределению высвобождающихся бюджетных средств,
  • ввести систему мониторинга выполнения субсидируемых рейсов.

В аппарате вице-премьера Максима Акимова сказали “Ъ”, что получили письмо и изучают его.

Президент «Utair — пассажирские авиалинии» Павел Пермяков считает, что предлагаемые меры ликвидируют «шоковый эффект» от роста затрат авиакомпаний в 2018 году. При этом он уверен, что «разовые денежные вливания» не решат системные проблемы отрасли с избытком емкостей. Он отмечает, что небольшой рост тарифов есть на маршрутах, где с Utair конкурируют другие авиакомпании. Однако на направлениях, обслуживаемых только Utair, компания «сохраняет прежние цены для доступности авиаперевозок». Господин Пермяков также отметил, что компания повысила доходы с рейса за счет роста загрузки судов на 4 п. п., до 80%.

«В 2018 году компания закрыла три рейса — из Москвы в Белгород, Магнитогорск и Нальчик. Но при этом развивает рентабельные региональные направления и значительно увеличила частоты из Москвы в Сургут, Махачкалу, Сочи, Уфу и Ригу, а также из Ханты-Мансийска, Сургута, Нижневартовска, Тюмени, Уфы и Краснодара»,— добавил господин Пермяков. В других авиакомпаниях отказались от комментариев.

В Минтрансе неделю назад говорили, что представили в Минфин предложения для поддержания стабильного функционирования отрасли и предотвращения роста тарифов. Среди них — обнуление ставки НДС на все внутренние перевозки, включая Москву, и возмещение суммы акциза на авиатопливо.

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики при ВШЭ Федор Борисов считает, что государство должно определиться с фундаментальным подходом регулирования гражданской авиации и смириться либо с ростом цен, либо с сохранением цен на текущем уровне за счет самого государства. «При текущем уровне тарифов и издержек рентабельность авиакомпаний маловероятна. Отрасль нуждается в серьезной перестройке»,— говорит эксперт. По его словам, для отрасли было бы полезно выравнивание конкурентных условий, но быстрого эффекта эти меры не дадут.

Поиск дешевых авиабилетов

 
 

В каких случаях нужно распечатывать посадочный талон

23.10.2020
Даже в современном цифровом мире бумажный посадочный талон может понадобиться. Издательство Lonely Planet, специализирующееся на выпуске путеводителей для туристов, рассказало...

В аэропортах будут оценивать наличие коронавируса по кашлю

23.10.2020
В России разработали устройство, способное оценить наличие коронавируса у человека по его кашлю. Об этом рассказал спецпредставитель президента РФ по...

Американские авиакомпании потеряли миллиарды за минувший квартал

23.10.2020
Американские авиакомпании завершили квартал с миллиардными убытками. Согласно отчетам за минувший квартал американские авиакомпании American Airlines, Southwest Airlines и Alaska...

Боинги ВИМ-Авиа выставлены на аукцион

23.10.2020
Два авиалайнера Boeing 757-200, принадлежащие признанной банкротом авиакомпании ВИМ-Авиа, выставлены на торги.

Авиакомпании просят еще ₽50 млрд субсидий из-за коронавируса

22.10.2020
Авиакомпании обратились в правительство с просьбой предоставить дополнительные субсидии в размере 50 млрд руб. на поддержание их работы из-за пандемии...

Аэрофлот отменяет плату за изменения в билете

21.10.2020
Аэрофлот отменяет плату за внесение изменений в авиабилеты экономического класса по всем внутрироссийским направлениям.

Более 20 рейсов на SSJ 100 появилось в сентябре 2020 г.

21.10.2020
Самолеты Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) все чаще используются российскими авиакомпаниями для региональных авиарейсов. Так в сентябре 2020 г. было...

В Татарстане хотят развивать гидроавиацию

21.10.2020
Местная нефтяная компания Татнефть обдумывает идею по организации авиарейса Альметьевск – Казань для обычных пассажиров с посадкой на воду в...

Самые популярные страны у российских туристов в 2020 году

21.10.2020
Турция, ОАЭ, Мальдивы - самые популярные страны среди открытых для российских туристов в 2020 году.