Эксперты: авиабилеты в 2019 году подорожают

Фото: shutterstock

27 декабря 2018 г., AVIADO.RU — В 2019 году российский рынок пассажирских перевозок может не досчитаться авиакомпаний. Доходы соотечественников сократятся, а значит, продажи авиабилетов в следующем году пойдут вниз, полагают аналитики. В отрасли уже начались проблемы: из-за роста цен на топливо и скачков валютного курса финансовые показатели авиакомпаний ухудшились.

Следующий год может стать испытанием для отрасли пассажирских авиаперевозок, считают эксперты, опрошенные Газетой.Ru.

Продажи авиабилетов могут снизиться, цены на авиабилеты – вырасти, а финансовые показатели авиакомпаний – ухудшиться

Спад пассажиропотока прогнозируется на фоне снижения покупательской способности россиян в 2019 году, отмечает аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова.

С 2013 года реальные доходы населения упали почти на 10% (по итогам 2018 ожидается небольшой рост на 0,5%).

По данным Росстата, реальные располагаемые доходы россиян в ноябре снизились на 2,9% в годовом выражении. Доходы упали, несмотря на рост зарплаты. Реальная зарплата (то есть скорректированная на уровень инфляции) увеличилась на 4,6% в ноябре и на 7,4% за 11 месяцев.

Дешевые авиабилеты по России | Акции и скидки

Улучшения ситуации с реальными располагаемыми доходами россиян ожидать не приходится: из-за повышения НДС с 18% до 20% инфляция может заметно превысить таргетируемые властями четыре процента и достичь уровня 4,5-5%. При этом серьезного роста зарплат не предвидится: реальная заработная плата в лучшем случае может увеличится на 1,5-2%, а доходы, скорее всего, продолжат снижение, отмечает Соснова.

Кроме того, по прогнозу Банка России, в 2019 году подорожают многие товары и продукты. Ожидается, что цены на бензин и табачную продукцию могут вырасти на 4,6%, стоимость автомобилей — на 0,2%, винных изделий — на 0,9%. В ЦБ признают, что еще не до конца определено влияние роста НДС на стоимость товаров первой необходимости, что также отразится на покупательской способности россиян.

Другой фактор, который негативно отразится на объеме авиаперевозок, – возможный рост цен на авиабилеты, полагает аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.

Последние несколько лет динамика тарифов авиаперевозчиков была слабее, чем номинальный рост доходов граждан, что повышало доступность авиабилетов и способствовало росту перевозок, обращает внимание эксперт группы стратегического маркетинга Промсвязьбанка Игорь Нуждин.

Так, по данным Росавиации, в прошлом году объем пассажироперевозок в РФ вырос на 18,6% по сравнению с 2016 годом: российские авиакомпании перевезли тогда 105,023 млн пассажиров. В этом году рост продолжился: за 11 месяцев 2018 года авиакомпании перевезли 107,8 млн пассажиров, что в годовом выражении на 10,6% больше, чем в 2017 году.

При этом средний тариф для внутренних перевозок почти не изменился. А некоторые авиакомпании даже начали снижать минимальные расценки на авиабилеты, запустив специальные тарифы на полеты внутри страны.

Но такая тарифная политика ухудшала маржу перевозчиков, а в 2018 году ситуация осложнялась ростом цен на топливо, отмечает Игорь Нуждин.

Сейчас в среднем доля керосина в структуре затрат авиаперевозчиков около 30%. Для дальнемагистральных перевозок она больше, для региональных – меньше, но в любом случае очевидно, что экономика авиакомпаний от цен на топливо зависит критически, отмечает исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

А цены на топливо росли весь год и в ноябре 2018 составили 38,8 тыс. руб. за тонну керосина (+20%). При этом эту динамику не остановило даже снижение мировых цен на нефть. Сейчас баррель Brent в рублевом выражении стоит 3,7 тыс. руб., а в октябре 2018 стоил почти 5,8 тыс., т. е. произошло существенное снижение, однако на рынке топлива оно так и не сказалось, констатирует Нигматуллин. Согласно статистическим данным, цена на авиационный керосин в ноябре по сравнению с октябрем выросла на 200 руб. за тонну.

В отрасли давно бьют тревогу в связи с такой тенденцией. Президент РФ Владимир Путин в сентябре поручил правительству к 1 марта 2019 года представить предложения по единовременной компенсации расходов перевозчиков, связанных с подорожанием топлива.

19 декабря Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта обратилась к президенту РФ с просьбой ускорить предоставление «топливной» господдержки перевозчикам, отметив, что по итогам 2018 года операционный убыток отрасли составит 37–39 млрд руб.

Обращение перевозчиков напрямую к президенту – уже тревожный сигнал для отрасли. Еще одним плохим признаком стало заявление Utair в начале декабря о переговорах с банками о реструктуризации долга. Такой шаг в компании объяснили «нестабильной ситуацией на авиарынке из-за роста цен на топливо и скачков валютного курса».

21 декабря авиакомпания сообщила, что в рамках реструктуризации займов приостановила выплаты по части долговых обязательств. По словам гендиректора Utair Андрея Мартиросова, компания учла неблагоприятный экономический прогноз для авиаотрасли и приняла решение в первую очередь осуществлять платежи по операционной деятельности и обеспечению безопасности полетов. «Это расходы на топливо, аэропортовые сборы, техническое обслуживание самолетов и зарплата экипажей», — уточнил он.

Зимний сезон в отрасли традиционно считается низким. Впрочем, согласно исследованиям АТОЛ (производитель онлайн-касс и программного обеспечения), спад спроса на авиабилеты у россиян начался еще в сентябре-октябре – традиционное время покупки новогодних рейсов. Количество проданных авиабилетов в сентябре было на 68% меньше, чем в августе, а в октябре продажи сократились еще на 20%, отмечают аналитики.

По мнению экспертов компании, пересмотреть свои планы россиян заставил стремительный рост курсов валют в течение года и неопределенность в экономике. После рекордных продаж авиабилетов в августе к октябрю спрос в денежном выражении рухнул на 80%, а средний чек упал на 21%.

Все эти тревожные тенденции, по мнению экспертов, снижают возможности для кредитования авиаперевозчиков, что создает опасную ситуацию на рынке.

Риск авиакомпаний как заемщиков в среднем повысится, полагает Нигматуллин. В базовом сценарии, если цены на топливо не упадут, а реальные доходы россиян не вырастут, ожидается, что авиакомпании будут стремиться поддерживать пассажиропоток на уровне прошлого года, чтобы обеспечить заполняемость самолетов. Но в таком случае они будут нести убытки, отмечает он.

Если авиакомпании не получат поддержки со стороны государства (повышение коэффициента по возмещению акциза на топливо, снижение НДС и т.д.), то перевозчики для сохранения финансовой стабильности будут вынуждены повысить цены на билеты, что отразится на динамике перевозок,

соглашается Игорь Нуждин. При этом, если динамика тарифов будет на уровне роста номинальных доходов, то рост перевозок будет около нулевым. При таком развитии событий операционная маржа перевозчиков будет слабоотрицательной, добавляет он.

Худшим сценарием является сохранение цен на керосин на внутреннем рынке на прежнем высоком уровне, падение курса национальной валюты и снижение реальных доходов населения на фоне инфляции. Это будет гарантировать рост убытков отрасли, уверен Олег Пантелеев. Правда, долго такая ситуация не продлится: кто-то не справится с трудностями и уйдёт с рынка. Оставшимся станет немного легче, добавляет он.

Поиск дешевых билетов по всем авиакомпаниям

Обсуждение

 

Темы:

 
 
 
 

Китай будет принимать не более 134 международных рейсов в неделю

02.04.2020
Аэропорты Китая не планируют принимать больше 134 международных рейсов в неделю для предотвращения случаев въезда в страну инфицированных коронавирусом.

British Airways планирует сокращение 36 000 сотрудников

02.04.2020
Авиакомпания British Airways рассматривает возможность временного сокращения 36 000 своих сотрудников.

Минтранс рассказал как вернуть деньги за авиабилеты

02.04.2020
Минтранс России разъяснил, что в случае, если перевозчик отменяет рейсы, в частности внутренние, по собственной инициативе - компания должна вернуть...

В Шереметьево закрыли терминал D из-за коронавируса

01.04.2020
Аэропорт Шереметьево с 1 апреля временно приостановил работу терминала D из-за ограничений авиаперевозок на фоне эпидемии коронавируса.

Новый способ мошенничества с возвратом авиабилетов

01.04.2020
В последние недели мошенники стали звонить россиянам от лица авиакомпаний с предложением вернуть деньги за перелеты, отмененные из-за пандемии коронавируса.

Авиакомпания Победа прекращает все полеты с 1 апреля до 31 мая

27.03.2020
Лоукостер "Победа" с 1 апреля приостановит все полеты, включая внутренние рейсы, до 31 мая.

Россия отменяет все международные рейсы

26.03.2020
Правительство РФ поручило Росавиации с 27 марта 2020 года прекратить регулярное и чартерное авиасообщение в международных направлениях, кроме рейсов для...

Аэропорт Тобольска принял первый рейс

26.03.2020
Аэропорт в Тобольске принял первый технический рейс. Его из московского аэропорта Внуково осуществило воздушное судно Ан-148 ФГБУ «СЛО «Россия».

Авиакомпании снизили цены на полеты по России

25.03.2020
Цены на авиабилеты снижаются, чтобы хоть как-то привлечь пассажиров и поддержать приток денег.

Boeing планирует возобновить производство 737 MAX к маю

25.03.2020
Президент США Дональд Трамп заявил, что американские власти не могут допустить экономического краха Boeing и окажут компании умеренную финансовую поддержку.

Прогноз от Смартавиа: скорее всего, будут банкротства перевозчиков

25.03.2020
Мы видим, что авиакомпании многих стран мира вынуждены либо сокращать свою операционную деятельность, либо вообще ее сворачивать. В транспортном секторе,...

IATA: доходы авиакомпаний в 2020 году упадут на 44%

25.03.2020
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обновила прогноз выручки мировых авиакомпаний в сфере пассажирских перевозок, их доходы в 2020 году могут...

Что делают авиакомпании во время коронавируса

24.03.2020
Авиакомпании пытаются договориться с лизингодателями. Без отсрочки или реструктуризации платежей отрасли грозит коллапс.

Около 7 тысяч россиян находятся на Кубе перед закрытием въезда на остров

24.03.2020
По меньшей мере 7 тысяч граждан России находятся на Кубе перед закрытием границ острова на въезд во вторник. Посольство России...

США грозит транспортный коллапс из-за коронавируса

24.03.2020
Американские авиакомпании рассматривают возможность приостановки "практически всех" внутренних пассажирских перелетов из-за угрозы распространения нового коронавируса.