Возможные причины авиакатастрофы Airbus A320 авиакомпании AirAsia

02.02.2015
Возможные причины авиакатастрофы Airbus A320 авиакомпании AirAsia
Кабина Airbus A320. Фото: Darren Howie

2 февраля 2015 г., AVIADO.RU — Экипаж самолета авиакомпании AirAsia, упавшего в Яванское море, незадолго до катастрофы мог отключить бортовой компьютер из-за его неисправности.

По информации Reuters со ссылкой на источник близкий к расследованию, в самолете был неисправен один из бортовых компьютеров (FAC), отвечающий за управление рулём направления (Rudder), а также за обнаружение сдвига ветра.

Однако, авиационные эксперты считают, что выход из строя бортового компьютера FAC, к тому же ещё и дублированного, не мог стать причиной катастрофы. В сложных метеоусловиях, в которых находился самолет, данная неисправность могла лишь усложнить задачу экипажу, поскольку им пришлось бы пилотировать самолет вручную.

По информации Bloomberg, после неудачной попытки перезагрузки компьютера пилоты отключили его. По словам экспертов, данный шаг не мешал эксплуатации лайнера, однако в результате была снята защита, которая не позволяет пилоту выводить самолет в опасные режимы.

Авиакатастрофа произошла после того, как второй пилот, находившийся за штурвалом, не справился с управлением и слишком резко набрал высоту. Командир экипажа, который в этот момент выполнял «перезагрузку компьютера», хотя и занял свое место, но не успел исправить его ошибку, сообщают источники близкие к следствию.

Индонезийский журнал Tempo, также, сообщил со ссылкой на своих источников, что неполадки в работе бортового компьютера FAC на данном лайнере наблюдались в течение недели перед авиакатастрофой, при этом капитан за несколько дней до крушения лайнера выполнял рейс с такой же неисправностью.

Стоит отметить, что принцип управления Airbus A320 предусматривает контроль человека со стороны компьютерных систем. По сути, компьютеры следят за тем, чтобы самолет не выходил за пределы безопасного пилотирования.

Однако в исключительных ситуациях, когда автоматика не справляется, компьютеры могут перейти в “альтернативный режим” управления самолетом, при котором экипаж должен задействовать ручные навыки пилотирования, поскольку автоматика уже не контролирует его действия.

По словам экспертов, отказ обоих бортовых компьютеров FAC (основной и резервный), является как раз тем редким обстоятельством, при котором и может произойти переход систем в “альтернативный режим” управления самолетом.

На сегодняшний день, эта версия не является основной, однако в случае её подтверждения, следствие сможет объяснить почему экипаж не справился с управлением лайнера.

“Так называемый “срыв защиты” или автоматический переход компьютеров в “альтернативный режим” может произойти только в результате исключительных обстоятельств, но пилоты всегда должны быть готовы применить свои ручные навыки пилотирования”, – заявил командир A320, попросивший не называть своего имени, из-за корпоративного запрета на интервью СМИ.

В свою очередь компания Airbus отказалась комментировать расследование катастрофы, однако на запрос Reuters по электронной почте пояснила, что “даже при отказе обоих бортовых компьютеров FAC, самолет остается полностью управляемым. В данных обстоятельствах пилоты просто должны пилотировать вручную, как на обычном самолете, не имеющем систем защиты режимов полета”.

Лайнер авиакомпании Air Asia исчез с экранов радаров примерно через 40 минут после вылета из индонезийского города Сурабая в Сингапур 28 декабря прошлого года, находясь в районе острова Калимантан (Борнео). На борту были 162 человека (в подавляющем большинстве — граждане Индонезии), все они погибли. Власти Индонезии сообщали об обнаружении в море у берегов Борнео обломков самолета и тел погибших.

Проблемы с бортовым компьютером FAC и его перезагрузка:

 
 

Авиасообщение с Грецией откроется в октябре

24.09.2020
оссийские туроператоры с нетерпением ждут восстановления авиасообщения между Грецией и Россией. По информации, имеющейся у Ассоциации Туроператоров России (АТОР) это...

Российские авиакомпании просят не повышать НДС на авиаперевозки

24.09.2020
Российские авиакомпании обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой отложить повышение ставки НДС на авиаперелеты через Москву на период после...

Концерн Airbus под угрозой

24.09.2020
о словам генерального директора Airbus Гийома Фори, концерн переживает "экзистенциональный кризис", вызванный пандемией COVID-19. Для спасения компании могут понадобиться принудительные...

Первые поставки МС-21 запланированы на конец 2021 года

24.09.2020
Глава Минпромторга Денис Мантуров пообещал, что авиакомпании получат самолет МС-21 до конца 2021 года. Несмотря на то, что график поставок...

ICAO и IATA призывают принять меры для восстановления пассажирских перевозок

23.09.2020
Международные авиационные организации призывают усилить взаимодействие всех стран мира для восстановления международных пассажирских авиаперевозок.

Авиакомпании творчески подошли к бортовому питанию

22.09.2020
Альтернативные варианты питания на борту предлагают несколько российских авиаперевозчиков: пассажиры Azur Air заказать бургеры Black Star, а на рейсах авиакомпании...

Авиакомпании пытаются привлечь пассажиров скидками

22.09.2020
Сразу несколько авиакомпаний объявили о распродаже авиабилетов на рейсы вплоть до лета 2021 года. Вероятно, ценовая политика российских авиаперевозчиков связана...

Во Внуково на метро в 2022 году

22.09.2020
Аэропорт Внуково станет единственной в России воздушной гаванью со своей собственной станцией метро. Строительство планируют завершить в 2022 г.

Белавиа возобновит рейсы в Россию

22.09.2020
С 30 сентября авиакомпания Белавиа возобновит перелеты из Минска в Москву. Белорусская авиакомпания будет летать по маршруту один раз в...