Фото: Fyodor Borisov | Airliners.net

8 мая 2019 г., AVIADO.RU — Поскольку началась всеобщая истерия по поводу того, что самолет плохой и пилоты не умеют летать на современных воздушных судах, пройдемся по техническим особенностям SuperJet 100 и аварийным процедурам, упоминавшимся в сообщениях СМИ.

Direct mode. Что это такое?

SuperJet, по аналогии с Airbus, имеет три основных режима управления: Normal Mode, Simplified Mode, Direct Mode.

Normal и Simplified Modes обеспечивают улучшение летных характеристик воздушного судна и упрощают управление им. Данные режимы подразумевают защиту от сваливания, превышения приборной скорости, превышения максимальной перегрузки, максимальных тангажа и крена.

Direct Mode является резервным режимом управления воздушным судном на случай различных отказов бортового оборудования. Основной особенностью Direct Mode является то, что отклонение управляющих поверхностей напрямую зависит от отклонения органов управления. Кроме того, в данном режиме отсутствуют защиты, предусмотренные в Normal и Simplified Modes, при этом присутствует сигнализация о сваливании и превышении приборной скорости.

Чем характеризуется управление ВС в режиме Direct mode?

Direct Mode является нормальным режимом управления, обеспечивающим безопасное выполнение полета и безопасную посадку.

Поскольку в Direct Mode отсутствуют защиты и автоматическое триммирование воздушного судна, пилотирование должно осуществляться без резких маневров с ограничением скорости не более 280 узлов. В соответствии с рекомендациями производителя, автомат тяги должен быть выключен для упрощения продольной балансировки. Использование директоров и автопилота в данном режиме невозможно.

Самолет сертифицировался не только российскими авиационными властями, но также EASA и FAA. В связи с этим информация о том, что SuperJet в режиме Direct Mode имеет проблемы, связанные с недостаточной устойчивостью и управляемостью, не имеет ничего общего с реальностью.

Является ли переход в Direct Mode аварийной ситуацией?

Нет, не является. В соответствии с FCOM SuperJet, в случае перехода самолета в режим Direct Mode полет может осуществляться без декларирования сигналов срочности и бедствия.

Требует ли переход в Direct Mode увеличения скорости захода на посадку?

Да, но увеличение скорости не является значительным (Vref+10 kts).

В каком случае самолет может перейти в Direct Mode?

Отказов, связанных с переходом самолета в Direct Mode достаточно много, перечислять их нет смысла.

В контексте рассматриваемого нами случая, необходимо обратить внимание на одну чрезвычайно важную особенность SuperJet. В случае перехода самолета в Emergency Electrical Configuration, отклонение Sidestick в период питания бортовой электросистемы от батарей может привести к активации режима Direct Mode. При этом, переход в Direct Mode не является обязательным следствием Emergency Electrical Configuration.

Возможен ли переход в режим Emergency Electrical Configuration по причине попадания молнии?

Совершенно не исключен.

Является ли переход в Emergency Electrical Configuration аварийной ситуацией?

Не является. В соответствии с FCOM, в данном случае экипаж обязан объявить сигнал срочности PAN PAN (что и было сделано пилотами Аэрофлота).

Поскольку началась всеобщая истерия по поводу того, что самолет плохой и пилоты не умеют летать на современных воздушных судах, пройдемся по техническим особенностям SuperJet 100 и аварийным процедурам, упоминавшимся в сообщениях СМИ.

Direct mode. Что это такое?

SuperJet, по аналогии с Airbus, имеет три основных режима управления: Normal Mode, Simplified Mode, Direct Mode.

Normal и Simplified Modes обеспечивают улучшение летных характеристик воздушного судна и упрощают управление им. Данные режимы подразумевают защиту от сваливания, превышения приборной скорости, превышения максимальной перегрузки, максимальных тангажа и крена.

Direct Mode является резервным режимом управления воздушным судном на случай различных отказов бортового оборудования. Основной особенностью Direct Mode является то, что отклонение управляющих поверхностей напрямую зависит от отклонения органов управления. Кроме того, в данном режиме отсутствуют защиты, предусмотренные в Normal и Simplified Modes, при этом присутствует сигнализация о сваливании и превышении приборной скорости.

Чем характеризуется управление ВС в режиме Direct mode?

Direct Mode является нормальным режимом управления, обеспечивающим безопасное выполнение полета и безопасную посадку.

Поскольку в Direct Mode отсутствуют защиты и автоматическое триммирование воздушного судна, пилотирование должно осуществляться без резких маневров с ограничением скорости не более 280 узлов. В соответствии с рекомендациями производителя, автомат тяги должен быть выключен для упрощения продольной балансировки. Использование директоров и автопилота в данном режиме невозможно.

Самолет сертифицировался не только российскими авиационными властями, но также EASA и FAA. В связи с этим информация о том, что SuperJet в режиме Direct Mode имеет проблемы, связанные с недостаточной устойчивостью и управляемостью, не имеет ничего общего с реальностью.

Является ли переход в Direct Mode аварийной ситуацией?

Нет, не является. В соответствии с FCOM SuperJet, в случае перехода самолета в режим Direct Mode полет может осуществляться без декларирования сигналов срочности и бедствия.

Требует ли переход в Direct Mode увеличения скорости захода на посадку?

Да, но увеличение скорости не является значительным (Vref+10 kts).

В каком случае самолет может перейти в Direct Mode?

Отказов, связанных с переходом самолета в Direct Mode достаточно много, перечислять их нет смысла.

В контексте рассматриваемого нами случая, необходимо обратить внимание на одну чрезвычайно важную особенность SuperJet. В случае перехода самолета в Emergency Electrical Configuration, отклонение Sidestick в период питания бортовой электросистемы от батарей может привести к активации режима Direct Mode. При этом, переход в Direct Mode не является обязательным следствием Emergency Electrical Configuration.

Возможен ли переход в режим Emergency Electrical Configuration по причине попадания молнии?

Совершенно не исключен.

Является ли переход в Emergency Electrical Configuration аварийной ситуацией?

Не является. В соответствии с FCOM, в данном случае экипаж обязан объявить сигнал срочности PAN PAN (что и было сделано пилотами Аэрофлота).

Стоит отметить, что FCTM SuperJet не рекомендует затягивать выполнение полета в данной конфигурации электрического оборудования самолета, поскольку отказ все же является серьезным.

“Even if the EICAS displays LAND ASAP in amber prolonged flight in this configuration is not recommended”.
При этом, инструкции FCOM не имеют требования о выполнении немедленной посадки на ближайшем аэродроме, поскольку данный отказ хоть и является серьезным, он не является чрезвычайным.

Обязаны ли аварийные службы аэропорта быть приведены в готовность без декларирования сигнала бедствия MAY DAY?

Нет, не обязаны. Поскольку экипаж сигнал бедствия не объявлял, аварийные службы его не встречали.

Возможен ли выпуск механизации в случае Emergency Electrical Configuration?

Возможен, но механизация выпускается медленнее, чем в нормальном полете.

Может ли потеря радиосвязи быть следствием Emergency Electrical Configuration?

Вряд ли, поскольку рабочая частота настроена на VHF 1, который остается работоспособен даже в случае полета на одних батареях.

Возможен ли уход на второй круг в случае Emergency Electrical Configuration?

Однозначно да. Самолет способен находиться в воздухе достаточное время для повторного захода, поскольку RAT обеспечивает работоспособность на скорости 125 узлов и более.

Возможно ли выполнение посадки с превышением максимальной посадочной массы при наличии Emergency Electrical Configuration и Direct Mode?

Возможно, никаких ограничений нет. Процедура посадки с превышением максимальной посадочной массы является дополнительной и может применяться в комбинации с любыми другими отказами.

Возможен ли уход на второй круг при посадке с превышением максимально посадочной массы?

Возможен, без каких-либо ограничений.

Существуют ли существенные ограничения при выполнении посадки с превышением максимальной посадочной массы?

Да, вертикальная скорость при касании должна быть не более 360 футов в минуту, поскольку в обратном случае стойки шасси будут подвержены чрезмерным нагрузкам.

Необходимо ли уходить на второй круг после повторного отделения?

В соответствии с FCTM SuperJet, в случае высокого повторного отделения должен быть инициирован уход на второй круг.

“In case of high bounce, maintain the pitch attitude and initiate a go-around. When the second touchdown happens, it would be enough to prevent the damage of the aircraft, if pitch attitude is maintained.
When the go-around procedure is established, retract the flaps into position “2” and the landing gear. A landing should not be attempted immediately after high bounce, as thrust may be required to soften the second touchdown and the remaining runway length may be insufficient to stop the aircraft”.

Выводы

SuperJet, несмотря на всю критику, является довольно надежным самолетом с высоким уровнем резервирования систем. Процедуры, описанные в FCOM, FCTM и QRH, практически на 100% повторяют требования руководящих документов Airbus, а значит отвечают, в том числе, и европейским стандартам.

Выполнение полета в Direct Mode не является чрезмерно сложным и опасным процессом. В то же время, переход самолета в Emergency Electrical Configuration не требует выполнения немедленного возврата. Тем не менее, стоит признать, что совокупность упомянутых отказов может значительно усложнить процесс захода на посадку с превышением максимальной посадочной массы.

Личное мнение

Думаю, что истерия “SuperJet – говно” не имеет под собой никаких оснований, поскольку до момента жесткой посадки самолет прекрасно летел, а значит обеспечивал безопасность экипажа и пассажиров.

Источник

Обсуждение

 

Темы:

 
 
 
 

У Boeing 737 Max нашли новые проблемы

25.02.2020
За последние недели в Boeing 737 Max нашли несколько новых неисправностей. Когда вновь взлетит популярный самолет?

Самые раздражающие привычки туристов в аэропорту и самолетах

21.02.2020
Пользователи сети перечислили самые раздражающие привычки туристов в аэропорту и самолетах.

Авиакомпания Nordwind в июне начнет полеты в Крым из 24 городов

21.02.2020
Авиакомпания Nordwind с начала июня откроет прямые рейсы в Крым сразу из 24 городов. В продаже есть дешевые авиабилеты.

Авиакатастрофа Ан-2 в Магадане

20.02.2020
Самолет Ан-2 упал во время взлета с высоты примерно 10 метров. Один из пассажиров снял момент авиакатастрофы. Смотрите!

Якутия претендует на статус новой дальневосточной авиакомпании

19.02.2020
Республиканская авиакомпания «Якутия» намерена бороться за статус «дальневосточной» в рамках поручения президента РФ Владимира Путина о создании воздушного перевозчика с...

Авиабилеты в Петропавловск-Камчатский могут подорожать на 10%

19.02.2020
Авиабилеты из Москвы в аэропорт Петропавловска-Камчатского Елизово могут подорожать на 10% по причине повышения тарифов аэропорта.

Путин избавил авиакомпании от лишней бюрократии

19.02.2020
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому авиакомпаниям больше не нужно будет после выдачи в Росавиации сертификата эксплуатанта получать...

Аэрофлот отдаст Победе самолеты Boeing 737-800

19.02.2020
Планы «Победы» нарастить флот с нынешних 30 самолетов Boeing 737NG до 80−85 самолетов моделей Boeing 737NG и Boeing 737MAX к...

Sukhoi Superjet 100 провалил испытания по эвакуации пассажиров

14.02.2020
Самолет Sukhoi Superjet 100 провалил испытания по эвакуации пассажиров, прошедшие в начале февраля 2020 года. Его дальнейшая эксплуатация невозможна, сообщил...

Bomberdier покидает производство самолетов A220

14.02.2020
Производство узкофюзеляжных самолетов семейства A220 (ранее — Bombardier CSeries) перейдет полностью под контроль европейской компании Airbus.

Airbus показал самолет нового поколения MAVERIC

14.02.2020
Airbus продемонстрировал двухметровый прототип самолёта будущего Maveric. Смотрите фото и видео.

Россия прекратила чартерное авиасообщение с Китаем

14.02.2020
Россия с 14 февраля приостановила чартерное авиасообщение с Китаем из-за коронавируса.

Минтранс РФ оценил убытки от отмены рейсов в Китай

12.02.2020
Минтранс РФ оценивает убытки российских авиакомпаний от приостановки полетов в Китай в 1,6 млрд рублей. Об этом журналистам сообщил заместитель...

Удар молнии в пассажирский самолет попал на видео

12.02.2020
Издание Daily Mail опубликовало видео, на котором запечатлено попадание молнии в пассажирский самолет в небе над Великобританией.

Авиакомпания Air Italy прекращает полеты

12.02.2020
«Из-за сохраняющихся сложных рыночных условий, в которых работает компания, она больше не может продолжать деятельность», — написал в своем письме...