После введения санкций Россия сохранила 90% воздушного флота

5 июля 2023 г., AVIADO.RU — Санкции Запада не помешали России почти полностью сохранить свой воздушный флот, отметил в эфире радио Sputnik главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.
«Нам грозили полной остановкой флота, разбором на запчасти и так далее. Но мы как минимум на 90% сохранили флот после введения санкций и ареста ряда самолётов российских авиакомпаний за рубежом. По факту почти весь флот сегодня на крыле, то есть в исправном состоянии.
Буквально единицы самолётов стоят неукомплектованными, и то, просто в ожидании запчастей, поскольку усложнилась логистика. Запчасти идут по так называемому параллельному импорту. Стоимость запчастей и ремонта повысилась на 25-30%. Ремонт осуществляют в основном российские компании, за минувшие годы крупные авиаперевозчики обзавелись собственными техническими центрами и теперь предлагают свои услуги другим компаниям», — пояснил Роман Гусаров.
В обновлении авиапарка ставка делается на среднемагистральный МС-21, который производится в Иркутске, и ближнемагистральный Superjet 100, его выпускают в Комсомольске-на-Амуре, продолжил эксперт.
«Флот вырабатывает свой ресурс, и надо его замещать. Вопрос — чем замещать. В России есть два проекта, которые находятся в процессе импортозамещения комплектующих — это Superjet 100 и МС-21. Оба самолёта — современные и ничем не уступающие западным, но в них использовалось немалое количество импортных комплектующих, которые теперь необходимо заменить. <…> В конце 2024 — начале 2025 года эти самолёты должны пойти в авиакомпании в полностью импортозамещенном, испытанном и сертифицированном виде. <…> Но маховик серийного производства раскручивается постепенно… Если все пойдет по плану, на две трети ближне- и среднемагистральный флот мы обеспечим к 2030 году», — прогнозирует Роман Гусаров.
Дальнемагистральный самолёт для российских авиакомпаний разработан пока не полностью, у него нет двигателя, добавил эксперт.
«Широкофюзеляжный сегмент — самое больное, самое сложное. К сожалению, готового продукта нет. Единственный самолёт в производстве — Ил-96. Он хороший, но производится штучно. Сделана версия на 400 пассажиров — большой, шикарный лайнер, но у него пока нет двигателя.
Двигатель разрабатывается, но это высочайшая технология, это сложнее, чем сделать космическую ракету на сегодняшний день. Если такой двигатель будет успешно создан, то, поставив его на Ил-96, мы сразу получим очень хороший дальнемагистральный широкофюзеляжный самолёт», — уверен Роман Гусаров.
По его словам, правительство РФ в течение последних десяти лет вкладывало значительные средства в развитие авиастроения, но делало это «без шума».
«В прошлом десятилетии наше правительство вложило очень большие деньги в модернизацию предприятий, в подготовку кадров и освоение новых технологий. Это делалось не шумно, видимо, боялись введения санкций преждевременного. Мы уже имели такой опыт, когда в 2018 году против предприятия «Композит», которое делает композитное крыло для МС-21, были введены санкции со стороны США. Это гражданское предприятие, но оно делает это крыло по достаточно передовой технологии, которой нет ни у Boeing, ни у Airbus», — уточнил Роман Гусаров.