Самолет МС-21 может остаться без материалов для композитного крыла из-за санкций США

Фото: Марина Лысцева | TASS.RU

10 января 2019 г., AVIADO.RU — Санкции США перекрыли поставки из Америки и Японии материалов для композитного крыла самолета МС-21. Теперь Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и «Ростех» пытаются найти возможность выпуска аналогов в России, но для этого нужны длительные ОКР и сертификация, что может задержать запуск самолета в серию с 2020 года на несколько лет. Другой вариант — заменить композиты на металл, но в ОАК это рассматривать не хотят и утверждают, что решат вопрос. Эксперты согласны, что отказ от «черного крыла» лишает смысла проект, стоимость которого оценивалась Счетной палатой в 438 млрд руб, пишет Коммерсантъ.

Санкции США в отношении АО «Аэрокомпозит» (входит в ОАК) и АО «ОНПП “Технология” имени Ромашина» («Ростех») поставили под угрозу создание композитного «черного крыла» для текущего ключевого перспективного проекта в российском гражданском авиапроме — самолета МС-21. О сложностях с поставками импортных композитов “Ъ” рассказали два топ-менеджера отрасли и подтвердил высокопоставленный чиновник в аппарате правительства. По их словам, ряд компонентов для композитов, использовавшихся для крыла и части киля, шли из США и Японии, но недавно под давлением Вашингтона отгрузка прекратилась. Речь идет о компонентах производства американской Hexcel и японской Toray Industries.

МС-21 должен стать первым среднемагистральным самолетом, созданным в постсоветской России, а удлиненное композитное крыло — одним из его конкурентных преимуществ. Оно повышает экономичность машины и увеличивает ширину салона по сравнению с аналогами от Boeing и Airbus. Сейчас готовы три опытных образца МС-21-300 с «американской» нитью, четвертый самолет в стадии сборки. Весь проект, как писал “Ъ” 5 октября 2018 года, Счетная палата оценивала в 438 млрд руб.

«Оставшийся запас композитов рассчитан на шесть самолетов, обсуждаются пути решения проблемы»,— уточнил один из собеседников “Ъ”. Вариантов немного, признается другой, с учетом «весьма крепких» американо-японских отношений рассчитывать на возобновление поставок не стоит: «Теперь придется брать либо китайские композиты, которые в два раза толще и тяжелее, либо ждать, когда российские предприятия смогут создать что-то похожее». Теоретически специализацию может освоить Елабужский завод композитных изделий, но придется провести ОКР и найти станочно-производственный парк, подчеркивает он, «а это приведет к сдвигу сроков вправо как минимум до 2025 года».

Второй вариант — подключение к импортозамещению структур «Росатома», «они уже обещали рассмотреть варианты оказания помощи». По данным “Ъ”, проблема обсуждалась на совещании с участием чиновников правительства, структур ОАК и «Ростеха», а также «Росатома». По итогам «композитный дивизион» «Росатома» (Umatex) согласился участвовать в проекте разработки и тестировании материалов для МС-21, заказчиком работ станет «Аэрокомпозит». Но, как заметил один из собеседников “Ъ”, сейчас в РФ нет предприятий, производящих такие авиакомпоненты, и прогнозировать сроки для ОКР крайне сложно.

Третий вариант — самый радикальный: по сведениям “Ъ”, ЦАГИ и НИЦ им. Жуковского предложили избавиться от композитов в МС-21 и перепроектировать крыло и киль в металле. Это сократит сроки задержки программы, но «убьет композиты, которые подавались как одно из основных преимуществ лайнера», говорит собеседник “Ъ”. Также, по мнению источников “Ъ”, замена материала чревата сложностями с сертификацией МС-21: необходим повторный цикл испытаний, что скажется и на сроках.

В «Росатоме» не стали комментировать ситуацию.

В «Ростехе» называют проблему «надуманной»: «Есть надежные зарубежные поставщики композитов, есть собственные разработки. Без необходимых материалов авиастроение в любом случае не останется, отказ от использования в МС-21 композитов даже не рассматривается». Отвечая на вопрос о том, правда ли, что японская компания под давлением США перестала поставлять в РФ композиты, которые использовались в крыле МС-21, в аппарате вице-премьера Юрия Борисова заявили “Ъ”: «В правительстве в деталях знакомы со всем, что происходит с МС-21. Проблем, ставящих проект под угрозу, на данный момент не существует».

“Для реализации этих проектов (Объединенной авиастроительной корпорации.— “Ъ”) потребуется в несколько раз больше дополнительных инвестиций, чем 50–55 млрд руб., о которых говорилось ранее”, – заявил в интервью ТАСС Дмитрий Леликов, замгендиректора «Ростеха».

В ОАК связывают санкции в отношении «Аэрокомпозита» с конкуренцией в нише высокомаржинальных среднемагистральных самолетов. «Эта гражданская компания никак не связана с ОПК, после включения “Аэрокомпозита” в санкционные списки мы начали процедуру обжалования»,— подчеркивают в корпорации. В РФ есть мощности, компетенции и поставщики, необходимые для создания полимеров, при финансовой и организационной поддержке Минпромторга осваивается цепочка производства, заверяют в ОАК.

«Замена материала не влечет конструктивных изменений и может быть оформлена дополнением к сертификату типа без изменения сроков сертификации»,— утверждают в корпорации, обещая выдержать сроки поставок МС-21 «Аэрофлоту», которые запланированы на 2020 год. В Минпромторге «присоединились» к комментарию ОАК, в «Аэрофлоте» и Росавиации отказались обсуждать ситуацию.

Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что создание МС-21 без композитного крыла не имеет смысла, поскольку «есть готовый Ту-204 с металлическим крылом без санкционных рисков», незначительное перепроектирование под двигатель ПД-14 позволит повысить его эффективность. Но это не приведет к созданию лайнера, «конкурентоспособного в сравнении с новейшими Boeing и Airbus». Эксперт полагает, что авиапрому важно получить компетенции в производстве «черного крыла»: тогда перед самолетом откроется не только российский, но и другие рынки, в том числе иранский. Эти технологии важны и для кооперации с Китаем по дальнемагистральному CR-929, добавляет Олег Пантелеев, так как «без крыла участие России в совместном проекте будет выглядеть довольно бледно».

В свою очередь, Объединенная авиастроительная корпорация не отказывалась и не планирует отказываться от использования композитных материалов в конструкции крыла авиалайнера МС-21. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе ОАК.

“От использования композиционных материалов в конструкции крыла самолета МС-21 никто не отказался и не планирует отказываться”, – сообщили в ОАК.

“Не секрет, что абсолютно гражданская компания “Аэрокомпозит” никоим образом не связанная с ОПК, была ранее внесена в санкционные списки США. По-видимому, появление еще одного сильного игрока в высокомаржинальной нише среднемагистральных самолетов с новейшим продуктом вызывает опасения у ведущих игроков на мировом рынке”, – полагают в ОАК.

“После включения “Аэрокомпозита” в санкционные списки мы начали процедуру обжалования этого решения. Подобные решения – это использование санкционной риторики в конкурентной борьбе в высокотехнологичных отраслях”, – добавили в корпорации.

Обсуждение

 

Темы:

 
 
 
 

Совладелец Внуково Виталий Ванцев: «Выживет Аэрофлот. Остальные – большой вопрос»

08.04.2020
Председатель совета директоров аэропорта Внуково Виталий Ванцев рассказал о том, как выживает отрасль, о правительственных мерах по поддержке бизнеса и...

Что будет с авиакомпаниями России после карантина

07.04.2020
Роман Гусаров рассказал о том, как долго авиационная отрасль будет возвращаться из кризиса, и как это отразится на рынке труда...

Пассажиропоток российских аэропортов иссяк

07.04.2020
Пассажиропоток 33 крупнейших аэропортов России снизился на 89% по сравнению с аналогичными показателями прошлого года, говорится в сообщении Международной ассоциации...

Пассажирские авиакомпании начали перевозить в салонах самолетов грузы

07.04.2020
Российские авиакомпании получили разрешение перевозить грузы в салонах пассажирских самолетов. В первую очередь это поможет чартерным перевозчикам с дальнемагистральным флотом.

Китай будет принимать не более 134 международных рейсов в неделю

02.04.2020
Аэропорты Китая не планируют принимать больше 134 международных рейсов в неделю для предотвращения случаев въезда в страну инфицированных коронавирусом.

British Airways планирует сокращение 36 000 сотрудников

02.04.2020
Авиакомпания British Airways рассматривает возможность временного сокращения 36 000 своих сотрудников.

Минтранс рассказал как вернуть деньги за авиабилеты

02.04.2020
Минтранс России разъяснил, что в случае, если перевозчик отменяет рейсы, в частности внутренние, по собственной инициативе - компания должна вернуть...

В Шереметьево закрыли терминал D из-за коронавируса

01.04.2020
Аэропорт Шереметьево с 1 апреля временно приостановил работу терминала D из-за ограничений авиаперевозок на фоне эпидемии коронавируса.

Новый способ мошенничества с возвратом авиабилетов

01.04.2020
В последние недели мошенники стали звонить россиянам от лица авиакомпаний с предложением вернуть деньги за перелеты, отмененные из-за пандемии коронавируса.

Авиакомпания Победа прекращает все полеты с 1 апреля до 31 мая

27.03.2020
Лоукостер "Победа" с 1 апреля приостановит все полеты, включая внутренние рейсы, до 31 мая.

Россия отменяет все международные рейсы

26.03.2020
Правительство РФ поручило Росавиации с 27 марта 2020 года прекратить регулярное и чартерное авиасообщение в международных направлениях, кроме рейсов для...

Аэропорт Тобольска принял первый рейс

26.03.2020
Аэропорт в Тобольске принял первый технический рейс. Его из московского аэропорта Внуково осуществило воздушное судно Ан-148 ФГБУ «СЛО «Россия».

Авиакомпании снизили цены на полеты по России

25.03.2020
Цены на авиабилеты снижаются, чтобы хоть как-то привлечь пассажиров и поддержать приток денег.

Boeing планирует возобновить производство 737 MAX к маю

25.03.2020
Президент США Дональд Трамп заявил, что американские власти не могут допустить экономического краха Boeing и окажут компании умеренную финансовую поддержку.

Прогноз от Смартавиа: скорее всего, будут банкротства перевозчиков

25.03.2020
Мы видим, что авиакомпании многих стран мира вынуждены либо сокращать свою операционную деятельность, либо вообще ее сворачивать. В транспортном секторе,...