В Татарстане хотят развивать гидроавиацию

21.10.2020
Фото: Евгений Лебедев | Russianplanes.net

21 октября 2020 г., AVIADO.RU — Местная нефтяная компания Татнефть обдумывает идею по организации авиарейса Альметьевск – Казань для обычных пассажиров с посадкой на воду в центре столицы, сообщает Деловая электронная газета «Бизнес Online».

Для осуществления идеи понадобится самолет-амфибия: в теплое время года — на поплавках, зимой — на лыжах. Взлетев с водохранилища в городе Альметьевск, самолет мог бы сесть на воду непосредственно в Казани — зарегистрированные гидроаэродромы есть на Волге (пляж «Локомотив»), Среднем Кабане и на Казанке («Ак Барс Арена», ранее «Казань Арена»). Эксплуатантом воздушного судна в «Татнефти» видят «ЮВТ Аэро».

Вероятным претендентом на полеты из воздушных судов может стать поплавковый вариант американского самолета Cessna 208B Grand Caravan. За такое решение говорит то, что этот тип воздушного транспорта давно и хорошо зарекомендовал себя (летает с 1986 года). Плюс у авиакомпании «ЮВТ Аэро» имеется опыт эксплуатации «сухопутных» Grand Caravan — авиакомпания интенсивно летала на них, еще будучи «Ак Барс Аэро». К тому же у этого самолета есть российский сертификат, надо только утвердить поплавкое дополнение. Данный турбовинтовой самолет сможет перевозить 9 пассажиров, управляют им два пилота. Скорость — 356 км/ч, дальность — 1 667 км, потолок — 8 420 метров. Стоимость самолета около $2–2,5 миллиона.

Но есть нюанс. «Чтобы в черте города летать, нужен двухдвигательный самолет», — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» генеральный директор АО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев. По этому параметру и по вместимости подошел бы поплавковый L-410UVP-E20. Это тоже заслуженная машина. L-410 выпускается с 1969 года. Строит самолет чешское предприятие Aircraft Industries, которым владеет российская Уральская горно-металлургическая компания. Судно вмещает 19 пассажиров и двух пилотов. Скорость — 310–350 км/ч. Дальность — 650–1380 километров. Максимальная высота полета — 6 100 метров. В базовом варианте стоит 2,4 млн евро. На Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА) под этот самолет уже разработали лыжное и поплавковое шасси.

Но, по мнению председателя совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азата Хакима, в данном случае приобретение L-410 — слишком дорогое удовольствие. В беседе с «БИЗНЕС Online» он предположил, что под проект больше подойдет двухдвигательная амфибия LA-8 от самарского ООО НПО «АэроВолга». Управляемый двумя пилотами самолет перевозит 6 пассажиров. Максимальная дальность — 1,2 тыс. км, скорость — 220 км/ч, потолок — 4,5 тыс. метров. Для эксплуатации в зимнее время самолет LA-8 может быть оборудован лыжным шасси. Стоимость — $1,6–2 миллиона. В мире летает порядка 10 таких самолетов.

Но проблема в том, что у LA-8 нет российского сертификата, зато в процессе — получение европейского. «В Германии, Канаде сертификация дешевле в 3–5 раз, — объясняет Хаким. — А самолет хороший, и его активно используют». Эксперт наслышан о татнефтевском проекте и оценивает его как хорошую идею. «Во всем мире ведь это есть, почему и нам не сделать?» — говорит он.

Так будет ли обычным пассажирам по карману билет на такой рейс? По информации источников газеты «Бизнес Online», речь идет, скорее о социальном, нежели о коммерческом проекте.

По информации журнала «Взлет», центрами коммерческого применения гидроавиации можно назвать (не считая, конечно, островных государств) северные территории Канады и США. Там гидросамолеты выполняют регулярные и чартерные рейсы. К примеру, 55-километровый перелет из Ванкувера в Нанаймо обойдется в $38,5 — 77 при норме бесплатного багажа около 16 кг на человека.

Но следует напомнить, что гражданская гидроавиация была неплохо развита и в СССР. Рабочей лошадкой был Ан-2В — поплавковый вариант кукурузника Ан-2. В районах со слаборазвитой инфраструктурой, но богатых водными поверхностями он был незаменим. А некоторые эксперты полагают, что характеристики «аннушки» выше, чем у многих современных разработок, и ремоторизированный вариант этого судна (Ан-3) вполне мог бы стать новым хитом гидроавиации.

Подсчитано, что для обслуживания регионов Крайнего Севера требуется порядка 300 легких амфибий и гидросамолетов вместимостью от 3 до 15 человек. Пока же в России летают только частные машины — их порядка 100. Хотя попытка наладить регулярную коммерческую эксплуатацию гидросамолетов была. В 2006 году ТАНТК им. Бериева создал собственную авиакомпанию с двумя 6-местными Бе-103. Но в 2011-м «Росавиация» приостановила действие ее сертификата эксплуатанта с формулировкой «в связи с отсутствием исправных воздушных судов».

Что при достаточно большом интересе мешает развитию коммерческой гидроавиации в России? Первое. Нет правовой базы для эксплуатации гидроаэропортов, как и их самих. Второе, себестоимость работы амфибии на 15–25% выше, чем у самолета с колесным шасси. Третье. Гидроавиация — это особая квалификация пилотов. В сети можно найти их воспоминания. Так, бывший пилот Виктор Цепилов вспоминает, что из-за высокого сопротивления воды скорость при взлете набирается не сразу и для подъема, бывало, требовалось более 1 тыс. метров. Один из самых сложных моментов — посадка при полном штиле, когда поверхность ровная, как стекло: в таких условиях трудно понять, где начинается вода. Высокого профессионализма требовал и взлет при сильном боковом ветре. Словом, зеленых пилотов на поплавки не ставили. Любопытно, что эксплуатацию Ан-2В прекратили (1983 год) «из-за невозможности адекватного контроля за летным составом». Если уж с этим не справился могучий Советский Союз, то России с ее странной системой подготовки пилотов придется туго вдвойне.

Тем не менее, генеральный директор АО «Казанское авиапредприятие» Магомед Закаржаев считает, что проект «Татнефти» может стать хорошим прецедентом.

Поиск дешевых авиабилетов

 
 

Пилоты-инструкторы помогут пилотам Победы сажать самолеты “вслепую”

01.12.2020
Авиакомпания Победа, ранее объявившая об отмене ряда рейсов из-за новой схемы полетов, все-таки нашла способ избежать этого. В состав летных...

Рейсы Уральских авиалиний в Китай приостановлены из-за COVID-19

01.12.2020
Власти КНР приостановили рейс авиакомпании Уральские авиалинии Екатеринбург - Сиань из-за случаев COVID-19. По данным Управления гражданской авиации Китая, 18...

Поставщики шасси для SSJ100 могут оказаться в суде

01.12.2020
Потерпевшие по делу о катастрофе SSJ 100 в Шереметьево требуют от поставщиков деталей шасси французских компаний Messier-Bugatti-Dowty и Thales Avionics...

Российским пилотам придется сажать самолеты «вслепую»

01.12.2020
Как минимум до 30 декабря пилотам российских авиакомпаний придется заходить на посадку в некоторых аэропортах РФ по указаниям диспетчеров или...

Черная пятница – дешевые авиабилеты 2020

26.11.2020
Черная пятница – время когда авиабилеты можно купить дёшево с большой скидкой. На специальной странице мы собрали все скидки от...

Из-за пандемии количество авиамаршрутов в мире сократилось на треть

24.11.2020
В мире каждый третий маршрут авиакомпаний закрылся из-за пандемии коронавируса, сообщили на прошлой неделе в Ассоциации туроператоров России (АТОР) со...

Lufthansa перестанет бесплатно кормить пассажиров

24.11.2020
Немецкая авиакомпания Lufthansa откажется весной 2021 года от раздачи бесплатной еды и напитков на борту своих самолетов, в том числе...

Известия: как стюардессы везли наркотики во флаконах для шампуня

24.11.2020
Известия опубликовали собственный материал о расследовании нашумевшего в октябре инцидента с перевозкой наркотических средств в бутылках из-под шампуня бортпроводниками авиакомпании...

На борт австралийской Qantas не попасть без прививки

24.11.2020
Австралийская авиакомпания Qantas заявила о том, что будет допускать на международные рейсы только пассажиров, у которых есть прививка против Covid-19.