Верховный суд признал законным провоз в самолетах личных вещей сверх нормы ручной клади

08.08.2018
Фото: Allan Martins Antunes | Airliners.net

8 августа 2018 г., AVIADO.RU — Верховный суд (ВС) России отклонил иск авиакомпании “Победа”, требующей частично отменить правила перевозки ручной клади, которые позволяют пассажиру брать в салон сверх нормы в 5 кг цветы, рюкзак, дамскую сумочку и некоторые другие вещи, передает корреспондент ТАСС.

“В удовлетворении иска авиакомпании отказать”, – гласит решение суда. Ответчиками по иску выступали Минюст и Минтранс.

Как заявили гендиректор “Победы” Андрей Калмыков и адвокат Генрих Падва, авиакомпания обжалует решение. “Мы, конечно, будем это решение обжаловать, поскольку видим неисполнимость таких правил, – сказал Калмыков. – Но если решение вступит в силу, то после обжалования мы будем вынуждены пересмотреть наши правила”. По его словам, “график оборота воздушных судов изменится”, что приведет к повышению стоимости билетов.

По словам адвоката, компания будет обжаловать решение суда в апелляционной инстанции.

Судебные тяжбы по делу начались весной. Авиакомпания после изменения законодательства о провозе ручной клади и введения обязательного бесплатного провоза минимум 5 кг багажа ввела свои правила: они не привязаны к весу клади, однако ограничивают габариты до 36х30х27 сантиметров в трех измерениях.

В апреле “Победа” проиграла суд с прокуратурой по вопросу соблюдения пункта 135 Федеральных авиационных правил. Согласно этому пункту, пассажиры, помимо установленной нормы бесплатного провоза багажа, в ручную кладь могут взять с собой на борт дамскую сумку, рюкзак, букет цветов, детское питание, верхнюю одежду, костюм в портпледе, лекарства, устройство для переноса ребенка, трости, костыли, ходунки, кресло-коляску, роллаторы и купленные в магазинах duty free товары. В мае “Победа” подала в Верховный суд РФ иск с требованием признать частично недействительными новые правила провоза ручной клади в самолетах, которые были приняты осенью 2017 года.

“Победа” просила убрать из перечня бесплатных для провоза вещей дамскую сумку, рюкзак, букет цветов, костюм в портпледе, оставив в перечне все остальные пункты. При этом сумка, рюкзак и другие вещи допущены к бесплатной перевозке, если они соответствуют указанным компанией габаритам. Минтранс же настаивал на том, чтобы отложить рассмотрение дела. По словам его представителей, ведомство сейчас разрабатывает другой законопроект, который перенесет весь перечень из ФАП-135 в ФАП-133.

В суде на стороне “Победы” помимо Калмыкова и Падвы, выступал руководитель юридического отдела Алексей Танкевич. Авиакомпания мотивировала свой иск тем, что разрешение на пронос сверх нормы ручной клади угрожает безопасности пассажиров.

В ходе заседания суда представители “Победы” для наглядности во время объяснений своих требований по отмене бесплатного провоза части предметов, продемонстрировали калибратор для определения габаритов багажа. Калмыков, доказывая позицию компании, объяснил, что лоукостер заказал специальное исследование у Boeing (его копия есть у ТАСС), в котором производитель пришел к выводу, что для безопасной перевозки 189 пассажиров на борту (максимальная загрузка самолета “Победы”), каждый пассажир может положить на верхнюю полку одну единицу ручной клади размером 36х30х27 см в трех измерениях.

При этом, отметил Калмыков, “Победа” не может просить пассажира убрать ручную кладь под стоящее впереди кресло: компоновка самолета максимально плотная и под сиденьем есть место только для ног пассажира. “Конструкция конкретно наших воздушных судов такова, что компоновка воздушных судов сделана с учетом максимальной плотности. Мы используем так называемые тонкие кресла, чтобы перевезти как можно большее количество пассажиров. Место под расстояние [для ног] – 29 дюймов. Очень мало, поэтому какого-либо места для размещения ручной клади внизу нет”,- сказал он.

Калмыков также добавил, что при сущесвующих правилах не может обеспечить безопасность пассажиров. Более того, Калмыков в ходе заседания заявил, что нынешние требования к ручной клади разработаны без учета пассажировместимости самолетов и их типов. По его словам, сейчас требования одинаковые и к узкофюзеляжным самолетам и к широкофюзеляжным дальнемагистральным самолетам.

В свою очередь юристы Минтранса сообщили суду, что правила выработаны в согласовании с авиакомпанией и с учетом жалоб пассажиров. “При разрешении на провоз перечня вещей сверх нормы учитывалось, что некоторые вещи нельзя взвесить, а другие – это предметы предметами первой необходимости в ходе полета”, – отметила юрист.

Генпрокуратура в суде поддержала Минтранс, сочтя, что оспариваемый пункт правил соответствует закону. Решение суда еще не вступило в силу и может быть обжаловано.

Российские правила

До ноября 2017 года практически неизменными были нормы, утвержденные приказом Минтранса РФ “Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей” от 28 июня 2007 года. Согласно этой редакции документа, в России перевозчик имел право устанавливать нормы бесплатного провоза багажа. При этом уточнялось, что авиакомпания обязана бесплатно провозить минимум 10 кг суммарно в виде ручной клади или багажа и дополнительно разрешать пассажиру брать с собой в салон 18 типов вещей: дамские сумочки, портфели, портативные компьютеры, верхнюю одежду, букеты и т. д. Авиакомпании при этом могли устанавливать пределы по длине, ширине и высоте.

Данные правила неоднократно вызывали нарекания из-за их двоякой трактовки: они не объясняют, какая доля максимальных 10 кг приходится на ручную кладь, а какая – на багаж. В частности, Ространснадзор в 2016-2017 годы судился с авиакомпанией “Сибирь” (S7) из-за ее тарифов, согласно которым багаж можно провозить только за дополнительную плату. По мнению регулятора, это противоречит авиационным правилам. Данную позицию неоднократно подтверждали российские суды.

Нарекания у пассажиров вызывала политика авиакомпании “Победа”, которая разрешала бесплатно провозить 10 кг багажа, но ввела жесткие ограничения по размеру ручной клади. В частности, требовала доплаты за провоз пакетов из магазинов беспошлинной торговли, считая их вторым местом ручной клади. Под давлением Ространснадзора в июне 2017 года перевозчик отказался от регламентирования максимальных размеров дамских сумок и портфелей. Однако СМИ продолжали писать о конфликтных ситуациях, которые по-прежнему возникали у пассажиров, летавших “Победой”.

Из-за разногласий в трактовке правил еще в 2014 года в Госдуму был представлен законопроект о внесении изменений в Воздушный кодекс, который прописывал возможность продажи билетов без включенного багажа. 30 июля 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал поправки в Воздушный кодекс РФ, которые отменили обязанность авиаперевозчика бесплатно провозить до 10 кг багажа пассажира, летящего по “невозвратному” билету.

Приказ Минтранса

24 июля 2017 года Минтранс РФ опубликовал проект изменений Федеральных авиационных правил, в котором предложил исключить из списка вещей, которые можно бесплатно брать с собой на борт, помимо нормы ручной клади в 5 кг, верхнюю одежду, мобильные телефоны, ноутбуки, фотоаппараты, букеты и зонты. Данные предложения вызвали большой общественный резонанс. В частности, спикер Совфеда Валентина Матвиенко назвала проект поправок “глупостью” и “коллективной безответственностью”.

В результате критики 5 октября 2017 года в правилах осталась норма ручной клади не менее 5 кг, сохранив возможность провозить в салоне сверх нормы разные предметы, в том числе “рюкзак, вес и габариты которого установлены правилами перевозчика, или дамскую сумку, или портфель”, а также товары из магазинов беспошлинной торговли (в рамках, объявленных перевозчиком). Данные правила оставили возможность различных трактовок, в частности – непонятно было, распространяется ли норма в 5 кг на все предметы в ручной клади. “Победа” в своем иске к Минтрансу (был подан в феврале 2018 года) настаивала, что такая формулировка противоречива, и исполнять требование о безопасном размещении ручной клади в салоне самолета, одновременно принимая в качестве ручной клади перечисленные в приказе предметы (сумки, портфели и т. п.) не представляется возможным.

В конце июля 2018 года на портале проектов нормативных правовых актов был размещен проект приказа Минтранса, в котором было однозначно прописано, что рюкзак установленных размеров, портфель или дамскую сумку, а также различные предметы (зонт, букет и т. д.) можно брать сверх нормы в 5 кг.

Нормы ручной клади и багажа у российских авиакомпаний

По данным Росавиации, лидерами по объему перевозок в России по итогам первой половины 2018 года являются пять компаний: “Аэрофлот“, S7 Airlines, “Россия“, “Уральские авиалинии” и Utair. Из них только “Уральские авиалинии” установили минимально допустимую норму на вес ручной клади – 5 кг, у остальных – 10 кг. При этом у “Аэрофлота” и “России” действуют ограничения на габариты ручной клади 55 x 40 x 25 см, а у остальных трех перевозчиков – 55 x 40 x 20. При этом, помимо основного места ручной клади, разрешается проносить с собой небольшие сумки, портфели и т. д. Также у “Аэрофлота” и “России” в настоящее время нет тарифов, не включающих бесплатный сдаваемый багаж.

За исключением “Победы”, у российских авиакомпаний нестандартные ограничения по бесплатному багажу встречаются редко. “Победа” же не нормирует вес и количество предметов багажа, однако требует, чтобы вся ручная кладь (включая рюкзаки, дамские сумки, портфели и другие предметы, допустимые к перевозке) не превышала у одного пассажира размеров в 36 x 30 x 27 см.

Нормы ручной клади и багажа за рубежом

За рубежом все крупные авиаперевозчики разрешают брать с собой в салон бесплатно ручную кладь весом до 10 кг. Например, у венгерского лоукостера Wizz Air – 10 кг с габаритами 55 x 40 x 32 см, а британский лоукостер EasyJet пускает в салон с ручной кладью габаритами до 56 x 45 x 25 см, без лимита по весу. Правила авиакомпаний обычно не оговаривают условия провоза товаров, приобретенных в магазинах duty free. Их разрешается брать с собой помимо установленных норм.

В некоторых случаях (например, если полет осуществляется на небольшом самолете с маленькими багажными полками), перед самой посадкой ручную кладь перекладывают в багаж и выдают при сходе с трапа.

Сдаваемый багаж при этом бывает платным у лоукостеров или на самых дешевых тарифах.

В 2017 году крупнейшими в мире авиакомпаниями по числу перевезенных пассажиров были четыре перевозчика из США: American Airlines, Delta Airlines, Southwest Airlines, United Airlines. Замыкает пятерку ирландский лоукостер Ryanair.

American Airlines позволяет бесплатно перевозить с собой ручную кладь стандартных размеров без ограничения по весу, а также небольшой портфель или дамскую сумку. Багаж может быть платным. Аналогичные правила действуют у Southwest Airlines и Delta Airlines.

Ryanair разрешает брать с собой одно место ручной клади размером 55 x 40 x 20 см весом 10 кг, а также одну небольшую сумку или пакет размерами до 35 x 20 x 20 см, который может помещаться в карман впереди стоящего кресла. При этом в самом дешевом тарифе большую сумку при посадке все равно потребуется сдать в багаж.

Поиск дешевых авиабилетов по всем авиакомпаниям:

 
 

Аэрофлот предложил Сахалину купить авиакомпанию Аврора

28.05.2020
Авиакомпанию "Аврора", выполняющую рейсы на Дальнем Востоке, могут продать правительству Сахалинской области.

Пассажиры против ваучеров от авиакомпаний

28.05.2020
Люди стали заложниками авиакомпаний в период пандемии коронавируса. Обладатели возвратных и невозвратных билетов оказались в одной лодке — люди уже...

Boeing возобновляет производство самолетов 737MAX

28.05.2020
Американская авиастроительная корпорация Boeing возобновила приостановленное в январе производство лайнеров Boeing 737 MAX.

Авиакомпании обрушили цены на авиабилеты

26.05.2020
Все крупнейшие авиакомпании России – «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и Utair – резко снизили стоимость билетов на июнь из Москвы...

Какими будут цены на авиабилеты летом 2020 года

26.05.2020
Предсказана судьба цен на авиабилеты по России грядущим летом — в июне стоимость авиаперевозок по внутренним направлениям будет аналогична прошлогодней...

Авиакомпании Якутии получат от государства субсидии

26.05.2020
Власти Якутии направят региональным авиакомпаниям около 413 млн рублей субсидий в качестве государственной поддержки.

Авиакомпании просят отменить антивирусное заполнение салонов

21.05.2020
Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) просит правительство отменить рекомендации Роспотребнадзора о заполнении не более половины салона самолетов.

Сотни пилотов потребовали нового расследования катастрофы SSJ-100 в Шереметьево

21.05.2020
350 летчиков, авиаэкспертов и конструкторов подписали открытое письмо к президенту с требованием «полноценного настоящего расследования» крушения самолета Sukhoi SuperJet 100...

Аэрофлот разрешил дважды переоформлять авиабилеты без штрафов

21.05.2020
Авиакомпания "Аэрофлот" расширяет возможности переоформления неиспользованных билетов, купленных до 1 мая. Теперь пассажир может дважды изменить даты и направление без...