ЯК-42

ЯК-42

Kirill Naumenko | Airliners.net

Як-42 — советский среднемагистральный трёхдвигательный самолет, способный взять на борт до 120 пассажиров и перевезти их на расстояние до 4,000 км (Як-42Д). Выпускался с 1977 по 2003 год. Всего было выпущено 187 самолетов.

Первый полет Як-42 совершил 7 марта 1975 года. Коммерческая эксплуатация самолета началась 22 декабря 1980 года в авиакомпании Аэрофлот.

Як-42 стал очередным шагом вперёд в советском авиастроении. Было уделено значительное внимание сочетанию таких противоречивых характеристик, как возможность эксплуатации со слабоподготовленных аэродромов, высокая топливная эффективность и высокая крейсерская скорость. Для повышения весовой отдачи были применены оригинальные решения — монолитный композитный канал воздухозаборника (против дюралюминиевого у сравнимого по размерам Ту-154), неразъёмное крыло (так, у архаичного по конструкции Ту-134 крыло расстыковывается на пять частей — две концевые, две средние и центроплан, у Ту-154 — на три), позволившее избавиться от тяжёлых стыковых узлов и болтов, и другие. Как и на Як-40, применён встроенный трап, расположенный в хвосте.

Як-42 оборудован тремя реактивными двигателями Прогресс Д-36 мощностью 63,74 kН. Двигатели отличаются надёжностью, большим ресурсом и высокой экономичностью. Боковые двигатели расположены в мотогондолах, а второй — в фюзеляже у основания киля. Максимальный взлетный вес Як-42 — 57,500 кг.

История создания Як-42

Разработка Як-42 началась в 1972 году в связи с потребностью «Аэрофлота» в пассажирском самолёте средней дальности, который мог бы заменить Ту-134. Концепция самолёта была выбрана трёхдвигательная, схожая с концепцией Як-40 и Ту-154 — расположение двух двигателей в задней части фюзеляжа и третьего в фюзеляже с воздухозаборником в форкиле, а также Т-образное оперение. В 1974—1976 годах было изготовлено четыре прототипа будущего самолёта: первый со стреловидностью крыла 11°, остальные со стреловидностью 23°, причём четвёртый прототип имел парашют для испытаний по выходу из штопора. В итоге был выбран третий вариант в качестве прототипа для серийных самолётов, получивших обозначение Як-42. Этот вариант имел также полностью стреловидное хвостовое оперение и спаренные колёса на каждой опоре шасси. В 1977 году Як-42 был представлен широкой публике на международной авиационной выставке в Ле-Бурже.

Самолёт представляет собой цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем полумонококовой конструкции (по ширине совпадающий с фюзеляжем Ту-154), тремя двухконтурными турбореактивными двигателями, убирающимся трёхопорным шасси, консольным стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением с переставным стабилизатором. Первый опытный экземпляр самолёта был выпущен Смоленским авиазаводом в конце 1974 года и в 1975 году поступил на лётные испытания. Заявка на сертификат лётной годности была отправлена 5 июля 1976 года, а сам сертификат получен после соответствующих испытаний 18 декабря 1980 года.

Серийное производство Як-42 началось в 1977 году. Пассажирские перевозки на самолёте Як-42 были начаты в «Аэрофлоте» в конце 1980 года. Однако, успешной ввод в эксплуатацию Як-42 был омрачен авиакатастрофой из-за которой самолет на два года (с 1982 по 1984 годы) был выведен из эксплуатации и производства.

Трагедия произошла 28 июня 1982 года под белорусским городом Мозырь. У следовавшего на эшелоне Як-42 с бортовым номером СССР-42529 Пулковского ПО Ленинградского УГА внезапно разрушился узел крепления стабилизатора и произошел его отрыв. Все находящиеся на борту люди погибли. Эта катастрофа стала серьезным ударом по ОКБ. Полеты всех находящихся в эксплуатации Як-42 были немедленно прекращены, началось расследование. Что привело к разрушению винта механизма управления стабилизатором — нарушение норм технической эксплуатации, или конструкторская ошибка, а может быть, сложились обе причины — достоянием гласности так и не стало. На долгие полтора года «Яки» застыли под брезентовыми чехлами на стоянках базовых аэропортов. Сказались и личные неприязненные отношения, сложившиеся между тогдашним Министром ГА СССР Бугаевым и А.С.Яковлевым. Повторный ввод самолета в эксплуатацию прошел уже тихо, без широкого освещения в прессе. Пожалуй, с тех пор самолет так и остался «в тени». Для завершения грустной темы придется сказать, что с тех пор произошло еще семь тяжелых летных происшествий с самолетами Як-42, однако все они были связаны с навигационными и пилотажными ошибками экипажей, сам самолет больше не подводил ни разу.

Як-42

Фото: Alexander Dunaev | Airliners.net

В 1988 году было начато серийное производство новой модификации с увеличенными дальностью и максимальным взлётным весом — Як-42Д. Самолёт экспортировался в Китай, на Кубу. Последний самолёт был поставлен заказчику в 2003 году, но в цехах завода оставался ещё один экземпляр Як-42Д в стадии задела, остальные фюзеляжи порезаны на металлолом. Эксплуатационно-техническое сопровождение эксплуатирующихся самолётов Як-42Д практически прекращено в связи с прекращением деятельности ЗАО «Саратовский авиационный завод».

Як-42 так и не смог заменить самолёты Ту-134, некоторые из которых и сегодня эксплуатируются (например, в Минобороны РФ). Всего было построено 187 самолетов Як-42 против 854 экземпляров Ту-134 всех серий. Тем не менее, Як-42 был достаточно современным проектом в 1970 — 1980-х годах, когда разрабатывался и был запущен в серийное производство. Однако, авиакатастрофа 1982 года в Белоруссии, а затем распад СССР, резкое сокращение коммерческих пассажирских перевозок и выбор авиаперевозчиков в пользу закупки зарубежных авиалайнеров отрицательно сказался на дальнейшей судьбе Як-42.

Сегодня самолет по-прежнему эксплуатируется в некоторых российских авиакомпаниях. Однако, позволить себе эксплуатацию Як-42 могут авиакомпании, которые способны покрыть его убытки (например, с помощью государственных субсидий). Несмотря на свою надежность, модель морально устарела, говорят в авиакомпаниях. Из-за трех двигателей Як-42Д потребляет больше топлива, чем Sukhoi Superjet 100. Для полетов на нем требуется третий член летного экипажа (бортмеханик), что повышает фонд оплаты труда. Плюс, дальность Як-42Д заметно ниже и не позволила бы задействовать его на значительной части международных маршрутов, на которых летают SSJ-100. К тому же, производство Як-42 давно завершено и для пилотов нет ни нормальных условий для подготовки, ни перспектив. Обучение экипажей на «Як» не проводится более 10 лет и на рынке жесточайший дефицит пилотов на этот тип. По стоимости лётного часа Як-42 сопоставим с Boeing 737-800, но «Боинг» перевозит в полтора раза больше пассажиров. Кроме того, в России практически не осталось аэропортов, где бы производили предполетное и послеполетное обслуживание «Яков». На рейсах Як-42 всегда летают два авиамеханика занимая два пассажирских места, которые авиакомпании можно было бы продать.

Як-42 выпускались до 2003 года на Саратовском авиационном заводе. Сам завод снесён в 2010-х годах, однако его правопреемником стал завод «Сокол» – единственный сохранившийся цех, где до сих пор выпускают запчасти для эксплуатирующихся Як-42.

Як-42 производился с 1977 по 2003 год. Всего было выпущено 187 самолетов.

Модификации Як-42

Як-42 — базовая модификация производство которой началось в 1977 году.

Як-42А — доработанная версия Як-42Д (Як-142). Единственный построенный в 1993 году экземпляр Як-142 № RA-42424 принадлежит авиакомпании «Лукойл».

Як-42Д — модернизированный вариант Як-42 с увеличенным запасом топлива.

Як-42Д-100 — версия с западной авионикой (БРЭО — бортовым радиоэлектронным оборудованием).

Як-42Д «Росгидромет» — летающая лаборатория предназначенная для геофизического мониторинга атмосферы. Доработан на ЭМЗ им. Мясищева из Як-42Д (бортовой номер 42440).

Як-42Е-ЛЛ — летающая лаборатория для испытания турбовентиляторного двигателя Д-236, который был установлен вместо правого штатного Д-36.

Як-42М — модернизированная версия Як-42Д с тремя двигателями Д-436М тягой по 7,500 кгс, цифровым пилотажно-навигационным комплексом ЦПНК-42М для автоматической посадки в условиях метеоминимума категории IIIa ИКАО.

Як-42Ф — модификация для аэрофотосъёмки, оснащён двумя большими подкрыльевыми контейнерами, в которых размещались электрооптические датчики.

Як-242 — глубокая модернизация Як-42, самолёт с двумя двигателями ПС-90А12 с тягой по 12,000 кгс. Разработка была остановлена на стадии проектирования.

Найти рейсы на ЯК-42

Характеристики ЯК-42

Дальность полета: 2,790 км (Як-42), 4,000 км (Як-42Д)

Вместимость: 105-120 пассажиров

Схема салона: 3+3

Длина самолета: 36,38 м

Диаметр фюзеляжа: 3,8 м

Размах крыла: 34,88 м

Максимальная скорость: 810 км/ч или 0,75 M

Максимальная высота полета: 10,100 м или FL331

Код ICAO: YK42

Сколько стоят авиабилеты:

Наши преимущества

Дешевые авиабилеты найдены

Мы уже нашли для вас дешевые авиабилеты - посмотрите их

Удобно и быстро

Фильтруйте билеты: с багажом или без, на прямые рейсы или с пересадкой, по авиакомпаниям или времени вылета и т.д

Надежно и безопасно

Для оплаты мы направляем Вас только на официальные сайты авиакомпаний и агентств, которые безопасны на 100%

Мобильное приложение

Поиск дешевых авиабилетов по всем авиакомпаниям в одном из лучших мобильных приложений

 

Реклама. ООО "Рекламные Технологии в Туризме". ИНН 7802591590